«Выступления участников репортажа направлены на возбуждение ненависти и вражды», – установили исследователи федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Российский институт культурологии». Они также отметили, что слова Хасавова направлены на унижение человека по религиозным признакам и могут считаться призывом к экстремистской деятельности, говорится в сообщении на сайте Генеральной прокуратуры России.
По мнению экспертов, видеосюжет направлен на пропаганду исключительности и превосходства граждан по признаку религиозной принадлежности.
Материалы проверки направили руководителю главного следственного управления Следственного комитета России по Москве для производства процессуальной проверки и дачи уголовно-правовой оценки.
Информация о нарушениях федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодекса профессиональной этики адвоката также направлена в главное управление Министерства юстиции в Москве, чтобы решить вопрос о лишении Дагира Хасавова статуса адвоката. Кроме того, предупреждение объявлено генеральному директору медиахолдинга «Рен-ТВ» Александру Орджоникидзе.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 24 апреля в интервью телеканалу РЕН адвокат Дагир Хасавов в достаточно резкой форме предложил легализовать в России суд шариата и пригрозил, что верующие «зальют город (Москву – прим. ВЗГЛЯД) кровью», если это не будет сделано.
Заявление вызвало большой резонанс. 25 апреля Генпрокуратура и МВД начали проверку заявлений Хасавова на предмет экстремизма. В четверг представители Федеральной палаты адвокатов (ФПА) России предложили лишить Хасавова статуса адвоката.
«Поведение господина Дагира Хасавова не просто выходит за рамки этических правил, принятых в адвокатуре, но и содержит вызов корпорации. Представляется, что высказанная им позиция несовместима со статусом адвоката. Федеральная палата адвокатов рассчитывает на то, что адвокатская палата Москвы даст соответствующую оценку его действиям», – говорится в заявлении ФПА.
По словам почетного адвоката России, профессор РГГУ, главного редактора журнала «Религия и право» Анатолия Пчелинцева, Хасавов допустил уголовно-наказуемое высказывание. «Я усматриваю в этом экстремизм. Понятие экстремистской деятельности дается в статье первой ФЗ 2002 года о противодействии экстремистской деятельности. Оно достаточно широкое. Это в том числе действия, направленные на возбуждение межрелигиозной розни и вражды. В данном случае это не просто призывы к розни, но и угрозы применения насилия. Это однозначно подпадает под статью 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» – прим. ВЗГЛЯД)», – сообщил Пчелинцев.
Комментируя возможность претензий к телеканалу со стороны надзорных органов, эксперт отметил, что СМИ не следовало распространять высказывания Хасавова.
«СМИ не имеют права подобное транслировать. Правда, если это в прямом эфире, то вы уже никуда не денетесь, и в соответствии с законом о СМИ средства массовой информации освобождаются от ответственности. Но этот случай неоднозначный и пограничный, то есть придется делать лингвистическую экспертизу. Плюс журналист, режиссер и все, кто делал эту передачу, могли быть в неведении. Но им не мешало бы посоветоваться с юристами», – отметил Пчелинцев.
В свою очередь председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев пояснил в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что, по большому счету, шариатские суды в той или иной степени всегда существовали и существуют в России.
По его словам, человек может прийти в мечеть, к мулле, чтобы посоветоваться по тому или иному вопросу, а мулла даст ему совет. Вот это и есть «рассудить по шариату».
«Никакой юридической силы сказанное муллой не имеет, но мусульманин поступает согласно этому неписаному закону – это вообще обычная практика, ничего нового тут нет», – отметил Бердиев.
Прокомментировал инцидент и муфтий Москвы и Московского региона Альбир Крганов, который заявил газете ВЗГЛЯД, что «суждение Хасавова носит исключительно личный характер».
«Какое отношение к этому высказыванию имеют мусульмане», Крганов не знает. Он убежден в том, что «в светском государстве такого понятия, как шариатский суд, не может быть. В государствах религиозных: Иране, Саудовской Аравии, которые живут по букве Корана, – светские суды заменяет суд шариата. А у нас, в светском многонациональном и многоконфессиональном государстве, нельзя говорить о том, что кто-то кого-то будет судить иначе, чем согласно российскому законодательству».
Однако глава отдела по связям Церкви и общества Московского патриархата Русской православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин имеет на этот счет другое мнение. Православный священник неожиданно заявил, что права мусульман на шариатский суд нужно уважать и соблюдать.
«Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы. Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины», – пояснил Чаплин.
Отметим, что в случае если правоохранительные органы найдут в словах Хасавова экстремизм и по данному факту будет возбуждено уголовное дело, то ему может грозить наказание от штрафа до тюремного заключения сроком до пяти лет (282-я статья УК РФ).