В декабре 2011 года в МВД поступило письмо от блогеров из Санкт-Петербурга, просивших полицейских проверить угрозы Божены Рынски в адрес сотрудников столичного ОМОНа.
«Заявления колумнистки вызвали бурную дискуссию в интернете. Люди недоумевали, почему Рынска не привлекают к уголовной ответственности, - рассказал источник в МВД. - Главному управлению по противодействию экстремизму (ГУПЭ) было поручено провести проверку».
Оперативники ГУПЭ нашли и опросили блогеров-заявителей, а все сообщения Божены Рынски передали на экспертизу лингвистам.«Эксперты установили, что в высказываниях Рынски однозначно есть призывы к экстремизму и угроза убийства сотрудникам полиции, находившимся 6 декабря 2011 года при исполнении своих служебных обязанностей», - сообщил источник в МВД.
Во время проверки также выяснилось, что омоновцы, фото которых журналистка выложила в интернет, вообще не участвовали в операции на Триумфальной площади. Спецназовцы признались, что эти фото осложнили им жизнь: теперь они опасаются за свои жизни и жизни членов своих семей.
Заключения экспертов и материалы проверки были переданы в СКР по Тверскому району Москвы, однако следователи не нашли оснований для привлечения журналистки к уголовной ответственности. Как выяснилось, следователи также заказывали еще одну лингвистическую экспертизу, которая не нашла ничего криминального в высказываниях Рынски.
«Эксперты не усмотрели экстремизма в высказываниях Рынски, как и угрозы жизни и насилия по отношению к сотрудникам полиции, поэтому я отказал в возбуждении уголовного дела», - заявил следователь Александр Дайбань.
Столичные полицейские сдаваться не намерены.
«Причина отказа нам понятна: поскольку понятие «полицейский» не входит в социальную группу, СК не усмотрело в высказываниях Рынски экстремизма, - пояснил источник в ГУ МВД по Москве. - Дело на этом не закончится, мы будем защищать своих сотрудников. Сейчас будет назначена еще одна экспертиза».
Экспертов-юристов эта ситуация не удивляет.
«У каждого эксперта свое мнение, поэтому одни усматривают признаки преступления, другие - нет, - рассказал адвокат Сергей Милькин, специализирующийся на «экстремистских» статьях. - На месте следователя я бы за такие высказывания в отношении полицейских, не задумываясь, возбудил уголовное дело».
По мнению адвоката, следователи попросту не захотели связываться с известной журналисткой.
Скандал вокруг светской обозревательницы разгорелся 6 декабря 2011, когда спецназовцы задержали ее во время несанкционированной акции оппозиции на Триумфальной площади. Рынску задержали, по ее мнению, очень грубо, и доставили в автозаке в полицию.
Сразу после освобождения Рынски разразилась на своей страничке в Facebook* и «Живом журнале» угрозами в адрес спецназовцев, которые ее задержали. Журналистка обещала вознаграждение за списки с домашними адресами полицейских и указала адрес общежития, где они живут. «Нужны имена, фамилии, адреса. Если фотографии - так вообще круто и оплачивается дополнительно», - уточнила Рынска в одном из сообщений.
В другом сообщении Божена Рынска заявила, что на следующие митинги будет брать с собой «шило, чтобы изловчиться и глаз кому-нибудь из них (сотрудникам ОМОН) выколоть». В декабре 2011 года Рынска разместила фотографии двух сотрудников ОМОНа, которые, по ее мнению, задерживали ее на митинге. При этом она указала фамилию и место проживания одного из них. «Найду и перевешаю», - пообещала она.При этом Рынска призывала друзей и читателей организовать «карательный отряд», бойцы которого бы «вычисляли бойцов спецназа», чтобы «избить или покалечить» или обливали бы «бензином сзади и поджигали».
Получить оперативный комментарий самой Божены Рынски не удалось.
Адвокат Муса Плиев полагает, что речь идет о провокации против Рынска.
«Считаю, что это очередная расправа над публичным человеком, выступившим на митинге, - заявил адвокат. - Я думаю, что ее страничку в интернете просто взломали, сотрудники полиции умеют это делать блестяще».
В последнее время в России возбуждали против блогеров уголовные дел по «экстремистским» статьям и по менее значительным поводам. Например, блогер Савва Терентьев получил год лишения свободы условно за комментарий в «Живом журнале» «сжигать неверных ментов». Суд расценил эти призывы как разжигание ненависти к социальной группе «сотрудники милиции», пишут «Известия».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ