Это один из первых законопроектов «дорожной карты» фракции «Единая Россия», сформированной по статьям Владимира Путина.
По словам Яровой, сегодня нет единого, базового закона о парламентском контроле. «Законопроект впервые даже терминологически определяет, что такое парламентский контроль», – заметила глава комитета в комментарии официальному сайту «Единой России» в среду, 18 апреля.
Сейчас антикоррупционная экспертиза касается законов, разрабатываемых самим правительством. «Предлагается проводить антикоррупционную экспертизу по всем законопроектам, – уточнила депутат. – В правительственном отзыве на любой законопроект будет содержаться раздел по поводу антикоррупционной оценки».
«Что касается разработки подзаконных нормативных актов, то мы предлагаем сделать обязательной процедуру направления в Госдуму в трехмесячный срок отчета или информации о том, разработаны ли соответствующие подзаконные акты или нет, и насколько они соотносятся с ранее принятыми законами, – сказала парламентарий. – Что это даст? Во-первых, это позволит избежать неправильного правоприменения самих законодательных актов. Во-вторых, позволит избежать коррупционных процедур. Таким образом, до логического завершения будет доведена вся процедура законотворчества, если, я подчеркиваю, закон требует принятия подзаконных нормативных актов».
Сегодня, по сообщению Яровой, правительство по различным событиям и ситуациям, имеющим значительный общественный резонанс, создает свои комиссии. «Парламент не участвует в формировании и работе этих комиссий. Мы предлагаем правительству направлять по факту формирования комиссии информацию на имя председателя Госдумы с тем, чтобы нижняя палата могла принять участие в деятельности комиссии и делегировать в нее представителей профильных комитетов», – отметила председатель комитета.
«На сегодняшний день нет обязательной процедуры направления в адрес Госдумы со стороны Счетной палаты материала-уведомления по факту выявленных нарушений, – заметила Яровая. – Такие материалы направляются в правоохранительные органы. Мы же устанавливаем такую процедуру. Кроме того, правоохранительные органы будут обязаны сообщать Госдуме о результатах проверок по материалам СП. Важной новеллой является также то, что по результатам рассмотрения на заседании комитета выводов Счетной палаты депутаты могут инициировать вопрос о парламентском расследовании».
Сегодня фактически отсутствует контроль за реализацией ФЦП, подчеркнула депутат. «Законопроектом предлагается установить такой контроль, чтобы на стадии исполнения парламент понимал, во-первых, реализуется ли она в принципе (под каждую ФЦП резервируются большие бюджетные средства), и, во-вторых, если реализуется, то насколько эффективно. Это очень важный вопрос, так как поставлена стратегическая задача о полном переходе на программно-целевой метод», – сказала Яровая.
«Действующим законодательством предусмотрено участие в наблюдательных советах госкорпораций представителей парламента, – утонила парламентарий. – Однако на сегодняшний день отсутствует обратная связь. Депутаты, входящие в наблюдательные советы, теперь будут информировать профильные комитеты о том, как они работают в наблюдательных советах, насколько они реализуют свои полномочия как представители парламента, то есть вводится процедура обязательного отчета».
Кроме базового закона, Яровая также предлагает внести изменения в ряд действующих законодательных актов.
«Парламентский контроль необходим как реализация полномочий народного представительства во взаимодействии с другими ветвями власти, – заявила глава думского комитета. – Базовый закон о парламентском контроле позволит занимать более активную позицию нашим коллегам на региональном уровне. Наша задача – сделать так, чтобы парламентский контроль стал признанной и неотъемлемой частью парламентской жизни».