Между тем, по сведениям авторитетного западного интренет-ресурса Gunter's Space Page, опирающегося на данные американского космического командования, на орбиту был доставлен последний аппарат второго поколения космического сегмента российской СПРН «Око-1» (71Х6).
Первый аппарат этого типа был выведен на орбиту в 1991 году. Запущенный вчера стал восьмым в серии и последним. Он был передан военным от разработчика и производителя - НПО имени Лавочкина в 2011 году (об этом в свое время заявлял первый замминистра обороны РФ Александр Сухоруков, отчитываясь о прошлогодних поставках по гособоронзаказу). По информации источников в ракетно-космической отрасли, аппарат обошелся военным в сумму более 1,5 млрд рублей, а сроки его изготовления составляли почти два года, пишет «Коммерсантъ».
Этот запуск едва ли позволит сильно укрепить существующую российскую СПРН. Еще в 2005 году высокопоставленные военные не стеснялись критиковать как сами спутники этого типа, так и систему в целом.
Тогдашний заместитель командующего космическими войсками по вооружению генерал Олег Громов, выступая в Совете федерации, заявил: «Мы даже не можем восстановить на орбите минимально необходимый состав аппаратов системы предупреждения о ракетном нападении за счет проведения запусков безнадежно устаревших спутников 71Х6 и 73Д6».
А в октябре 2011 года нынешний командующий войсками ВКО генерал Олег Остапенко сказал, что они (войска) будут «не обновлять космический эшелон, а создавать новую Единую космическую систему» (ЕКС). По его словам, она должна позволить решать ряд задач, одна из которых именно предупреждение о ракетном нападении.
Подробности генерал Остапенко не уточнил. Судя по просачивающимся в российские СМИ отдельным сообщениям (как правило - от источников), работы над проектом ЕКС в РФ в последние годы действительно идут, но своими темпами отнюдь не поражают и еще очень далеки от завершения результата.В старой же системе, по данным газеты, для ее полноценного функционирования необходимо было иметь как минимум два спутника 71Х6 (один находится на орбите с 26 июня 2008 года).
Их жизненный цикл составляет пять-семь лет, поэтому с запуском вчерашнего аппарата система какое-то время еще просуществует.
«Ситуация тут во многом схожа с историей про «Фобос»,- признается источник в космической отрасли.-Спутник делался по старым технологиям, и уверенности, что он отработает весь положенный срок до конца, нет. Здесь снова пришлось идти на риск».
Однако он добавил, что пуск состоялся бы при любых условиях: ведь по условиям контракта на разработку аппарата были выделены деньги и на запуск тоже. И «конечное изделие должно было быть передано заказчику не для того, чтобы остаться на земле».