Если Авианова не урегулирует конфликт с ILFC, проблемы грозят всем российским клиентам западных лизинговых компаний, которые могут увеличить стоимость контрактов за счет высокого странового риска. ILFC же в крайнем случае имеет право просто вывести самолеты Авиановы из ирландского реестра, где они зарегистрированы, и перевозчик больше не сможет их использовать.
Как стало известно, 15 и 16 сентября арбитражный суд Москвы принял два иска от дочерних структур американской лизинговой компании ILFC (ILFC Ireland Limited и ILFC Aircraft Limited) о взыскании с авиакомпании «Авианова» 1,76 млн долларов и 1,65 млн долларов просроченной задолженности по лизинговым платежам за два самолета A320. Также истцы потребовали арестовать самолеты и запретить Шереметьево предоставлять им взлетно-посадочные полосы, а Госкорпорации по ОрВД - разрешать пользоваться воздушным пространством. Но суд посчитал, что «заявленные обеспечительные меры фактически не связаны с предметом иска». Таким образом, вплоть до вынесения вердикта компания может продолжать эксплуатировать эту технику. Судебное заседание по первому иску назначено на 24 ноября.
Авианова перевезла в январе-августе 866 тысяч пассажиров (на 12% больше, чем за тот же период 2010 года). Занимает 12-е место среди российских перевозчиков и входит в пятерку крупнейших авиакомпаний на внутренних линиях.
Иски в московский арбитраж стали результатом возникшего летом конфликта ILFC с Авиановой. Лизингодатель еще 26 июля направил авиакомпании письмо о необходимости выплатить до 3 августа долг по лизинговым платежам - 2,96 млн долларов (по данным ILFC, Авианова перестала платить в декабре 2010 года). 3 августа, а затем 12 августа ILFC направила Авианове новые письма, требуя уже возврата А320 в Дублин. Однако авиакомпания ни одного требования ILFC не выполнила. С тех пор у Авиановы возникли проблемы и с остальными лизингодателями - RBS (три самолета) и ACG (один самолет). Перед ними тоже есть просроченная задолженность, и они уже официально потребовали ее погашения (то есть послали ноты, аналогичные письму ILFC от 26 июля).
Однако пока, заверили в Авианове, все шесть самолетов эксплуатируются без ограничений и учтены в зимнем расписании. Источник в компании уточнил, что она пытается найти еще четыре самолета, чтобы соответствовать новым требованиям Росавиации для магистральных авиакомпаний (вступят в силу с января 2012 года). В августе ведомство продлило сертификат эксплуатанта авиакомпании, несмотря на проблемы с лизингодателями и просроченные долги. В Росавиации пояснили свое решение тем, что она получила «разработанную авиакомпанией программу восстановления ее платежеспособности до конца 2012 года, а также документы, свидетельствующие о привлечении займа в объемах, достаточных для осуществления операционной деятельности». О претензиях ILFC, уверяют чиновники, в Росавиации ничего не знают.
Одной из причин проблем Авиановы стал конфликт акционеров. Летом А1 (входит в Альфа-групп, контролирует 51% перевозчика) сменила без ведома Indigo Partners (контролирует 49% авиакомпании) CEO Авиановы Эндрю Пайна. Такое решение А1 приняла после аудита, проведенного в Авианове, утверждает источник, знакомый с историей конфликта. На время переговоров Indigo Partners и А1 приостановили инвестиции в компанию. За это время у перевозчика образовались долги перед поставщиками. Они, по данным «Интерфакса», достигали 1,5 млрд рублей. По утверждению источника в авиакомпании, акционеры «уже договорились и возобновили инвестиции».
Тем не менее глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что самолеты ILFC необходимо вернуть. «Поддержку лизингодателю в этом должны оказать российские авиационные власти, - полагает эксперт. - В противном случае доверие лизинговых компаний к российским перевозчикам резко упадет. В контракты на самолеты для всех российских авиакомпаний начнут включать так называемые страновые риски, что существенно увеличит их стоимость». Источник в одной из зарубежных юридических компаний добавил, что ILFC как собственник может пойти на процедуру дерегистрации самолетов в ирландском регистре (они числятся именно там). Без этой регистрации самолеты (по международным нормам и нормам РФ) в принципе потеряют право выполнять рейсы, пишет «Коммерсантъ».