«Мы всегда будем работать продуктивно с Россией там, где возможно, а это широкий спектр вопросов. И, безусловно, они (т.е. россияне) являются ценным международным партнером (США) по таким вопросам, как Ливия и другие. Однако это (т.е. такое взаимодействие) не будет происходить за счет принципов, которые нам дороги», – заявил, выступая на регулярном брифинге для журналистов, Тонер.
Он утверждал, что визовые санкции США введены в отношении лиц, виновных в смерти Магнитского. «В данном конкретном случае речь идет о лицах, которые, как мы считаем, несут ответственность за его смерть», – сказал официальный представитель внешнеполитического ведомства США.
Он пояснил, что карательные меры применены в рамках «более широкой программы», которая выработана США для наказания виновных в нарушении прав человека за рубежом. Санкции, предусмотренные этой программой, применялись в прошлом в отношении «достаточно широкого списка стран и физических лиц», и их следует рассматривать «в более широком контексте нашей общей приверженности... обеспечению прав человека в мире», подчеркнул дипломат. По его словам, «эта конкретная программа направлена на визовые запросы лиц по всему миру, которых мы считаем виновными в нарушении прав человека; она предусматривает отказ в выдаче им виз», передает ИТАР-ТАСС.
Тонер подтвердил, что Вашингтону известно о негативной реакции МИД России на нынешние шаги США. «Тем не менее мы провели независимое расследование в отношении этих (включенных в «черный список») лиц и полагаем, что у нас имеется достоверная информация, позволяющая принять эти меры», – сказал дипломат.
При этом он категорически отказался уточнить, было ли правительство России заранее поставлено в известность о принятом американской администрацией решении. Просьбу сообщить, была ли проинформирована на эту тему делегация министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который лишь 11-13 июля находился с визитом в Вашингтоне, официальный представитель внешнеполитического ведомства США по существу оставил без ответа. «Я не буду раскрывать существо дипломатических переговоров», – отметил Тонер.
Он выразил уверенность в том, что нынешнее решение США не приведет к серьезным негативным последствиям для политики «перезагрузки», которую администрация Обамы провозгласила в отношении Москвы. В связи с этим Тонер напомнил, что разногласия между Россией и США происходили и в прошлом, что не мешало им работать, в том числе, совершенно конструктивно.
В свою очередь сотрудник госдепартамента США заверил журналистов, что решение о применении визовых санкций было не одномоментным, что его выработали в Вашингтоне в результате продолжительного рассмотрения вопроса. «Это был процесс», – заявил этот представитель внешнеполитического ведомства США, когда у него попросили рассказать, почему о введении санкций стало известно только сейчас.
Одновременно этот дипломат подтвердил, что исполнительная ветвь власти в Вашингтоне не поддерживает законопроект о применении различных карательных мер по «делу Магнитского», выработанный в Конгрессе США и в настоящее время рассматривающийся законодателями. «Мы не считаем, что этот законопроект необходим», – подчеркнул сотрудник госдепартамента, указав, что практически весь инструментарий данного нормативно-правового акта уже и так имеется в наличии администрации США.
Дипломат добавил, что экстерриториальная программа наказания предполагаемых виновных в нарушении прав человека, на которую ссылался Тонер, действует в рамках Закона об иммиграции и гражданстве США, одобренного еще в 1952 году. Впоследствии к нему был принят целый ряд поправок.
Он затруднился ответить на вопрос, сколько именно российских должностных лиц подверглись санкциям, однако рассказал, что отныне имена этих людей внесены в базу данных американских консульских работников, содержащую информацию о тех, кому дорога в США закрыта. В целом этот банк данных содержит сведения о 27 млн человек по всему миру в виде 39 млн отдельных досье, рассказал дипломат.
Другой ответственный сотрудник госдепартамента США затем сообщил, что данные о количестве подвергшихся санкциям россиян обнародованы, скорее всего, не будут. «Это консульская информация, носящая служебный характер», – пояснил дипломат, напомнив, что по традиции такие сведения не предаются огласке.