Объем потребления населения вырос в 1,45 раза (при этом ВВП в 2009 году был лишь на 8% больше, чем в 1990 году). Сводный индекс благосостояния вырос меньше – на 32%: доступность жилья и услуг, оплачиваемых государством, снизилась.
#{intervieweco}Благосостояние росло в основном за счет непродовольственных товаров и товаров длительного пользования: так, число телевизоров на семью выросло с 1 до 1,6, автомобилей на 1 тыс. человек – втрое. Среднедушевой реальный доход, пересчитанный на сигареты, вырос в 3,2 раза, на алкоголь – в 2,8, на отечественные автомобили – в 2,33, одежду и обувь – в 2,26. Лидерство первых трех товаров отражает «подростковый» характер экономики, пишут эксперты: «Пить, курить и гонять на автомобиле стало значительно дешевле». Продуктов на среднедушевой доход можно купить больше в 1,26 раза – это меньше, чем выросло потребление в целом: продовольствие дорожало быстрее, передают «Ведомости».
Еще быстрее дорожали услуги: в пересчете на стоимость жилищно-коммунальных услуг средний доход упал втрое; доступность кино, театров и санаториев – вдвое. Госзатраты на детсад выросли с 16 до 22% среднегодовой зарплаты, а с учетом личных средств – до 27%, на высшее образование – с 53 до 64 и 65% соответственно.
Семьи готовы тратить на образование детей все больше, но воспринимают эти расходы как инвестиции: премия (рост дохода благодаря высшему образованию) выросла втрое. Госрасходы на медицину в 2006 году были на уровне 1994 года, в то время как общая заболеваемость в 1990–2008 годах выросла на 45%. Нехватку госсредств восполнили частные – их объем вырос в восемь раз. Это, в том числе, отражает реакцию населения на новые виды медуслуг и лекарств, но растущая доля платной медпомощи «вышла за разумные пределы», говорится в докладе: в ЕС доля частных средств – 24%, в России – 40–50%. Бюджетные расходы на образование и медицину в 2009 г. были на 7% ниже, чем 20 лет назад.
Обеспеченность россиян жильем выросла на 40% – до 22 квадратных метров на человека (из них 6 п. п. за счет снижения населения). Улучшилось качество жилья, доля коммуналок уменьшилась почти в четыре раза. В 1989 году на покупку квартиры через ЖСК или кредит на постройку дома могли рассчитывать 10% домохозяйств, в 2009 году – 19%; но большинство берут ипотеку, продавая прежнюю, приватизированную квартиру. Если откладывать всю зарплату, то в 1989 году можно было накопить на квартиру в 54 квадратных метра за 2,6 года, в 2009-м – за 4,6. Лишь для 20% населения жилье стало более доступным.
Становление рыночной экономики в России сопровождалось гигантским ростом неравенства (в восемь раз быстрее, чем в Венгрии, в пять раз – чем в Чехии): оно выше, чем в странах ЕС и ОЭСР.
В итоге 40% населения проиграло: уровень реальных доходов 20% самых бедных упал в 1,45 раза, еще 20% – в 1,2 раза. У каждого пятого россиянина он остался таким же, как накануне распада СССР. Доходы 20% самых обеспеченных выросли вдвое, еще 20% – на четверть.
Фактически Россия – это две страны, замечает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин: в одной люди ездят за границу, знают, что такое потребительский выбор, в другой – живут хуже, чем 20 лет назад.
Но иным стало качество жизни, говорит директор НИСП Татьяна Малева. В СССР не было безработицы и высокой инфляции, зато был дефицит товаров при их невысоком качестве, а сектор услуг почти отсутствовал.
«Люди, может, и хотели в пять раз больше одежды, но нечего было купить, кто достал путевку в санаторий, тот счастливчик», – вспоминает она. Это две разные экономики с разным типом потребления и спроса, говорит Малева: «Раньше был неудовлетворенный спрос на товары из-за недостатка предложения, теперь – неудовлетворенный спрос на деньги».
Субъективно оценивая качество своей жизни, человек неявно соотносит то, что имеет, с тем, что хотел бы иметь, рассуждает директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон. Благосостояние – это не только доход, количество квадратных метров или килограммов на душу, но и экология, безопасность, качество госуслуг: «получаешь ли справку быстро и с улыбкой или идешь за ней, как на казнь». Когда элита перевозит детей за рубеж – это показатель того, что даже выигравшие количественно глубоко не удовлетворены происходящим, рассуждает он.
Переход к рынку Россия осуществила успешнее, чем Болгария и Монголия, где объем потребления относительно российского уровня в 2005 году был меньше, чем в 1988 году, но намного хуже Польши (в 1988 году он был на 10% ниже, чем в России, а в 2005 году – на 30% выше). По фактическому конечному потреблению на душу населения в сравнении с США (22% в 1988 году) Россия преодолела спад 1990-х годов к середине 2000-х (28% в 2005 году).