Директор ФСО Евгений Муров, открывая выставку, назвал экспозицию уникальной и пригласил ознакомиться с ней всех желающих. По его оценке, люди, работающие в ГОН и собравшие нынешнюю экспозицию, - «самые настоящие патриоты». Заместитель руководителя ФСО Владимир Макаров считает, что требования ГОН к машинам отличаются от общепринятых: «Автомобиль - не просто средство передвижения, а средство обеспечения безопасности и в последние годы – защиты», передает ИТАР-ТАСС.
Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин к юбилею ГОНа специально провел опрос среди его экс-пассажиров. «Ни бывшие председателя правительства, ни многие другие не смогли вспомнить ни одной аварии», - рассказал он. По мнению Торшина, «в России не так много брендов, и ГОН как раз один из них».
К юбилею гаража ФСО выпустила иллюстрированный фолиант. Это издание официальный представитель службы Сергей Девятов назвал уникальным, поскольку в нем собрано «все самое тайное, неизвестное, что многие годы лежало в архивах».
В экспозиции представлено несколько десятков автомобилей, начиная с Rolls Royce 40/50 Silver Ghost, которым пользовался Ленин, и до «Мерседес бенс S-600 Pullman Guard (W-221)», на котором ездит нынешний президент России. На момент образования ГОН, история которого началась с собственного его императорского величества гаража в 1907 году, на момент образования в 1921 в основном состоял из машин Rolls Royce, которых называли «Серебренным призраком» за посеребренные детали и бесшумность при движении (считалось, что самый громкий звук в салоне - это тиканье часов пассажира).
На выставке представлены также любимый Иосифом Сталиным Packard, многочисленные модели отечественных ЗИС и ЗИЛ, на которых передвигались первые лица государства с середины 1940-х до середины 1990-х годов. В центре экспозиции - огромное фотопанно с изображением мчащегося по Кутузовскому проспекту Москвы президентского кортежа. Большая его часть - лимузин главы государства, машина охраны и почетный эскорт мотоциклов - как будто «выехали» с фотографии и оказались на выставке.
Один из ветеранов ГОНа Юрий Ланин, прослуживший в гараже 30 лет и прошедший путь от водителя до начальника, рассказал, что в гараже до сих пор не изменилась система работы, сформировавшаяся в 60-х годах прошлого века. «ГОН - это воинское подразделение со строгой дисциплиной и особыми требованиями к сотрудникам, которые должны не только блестяще управлять автомобилем, уметь пользоваться оружием, идеально знать местность», - сказал он.
По его словам, неизменными остаются ежедневный техосмотр автомобилей и правило - ни одной женщины- водителя. Ланин отметил, что за всю историю гаража случилось лишь несколько неприятных инцидентов. Самый серьезный и известный из них - это обстрел кортежа на въезде в Кремль террористом в 1969 году, когда погиб водитель Жарков. «Конечно, бывали случаи, когда спускали колеса, но их единицы», - рассказал ветеран.
Впрочем он припомнил еще один неординарный эпизод, когда в 70-х годах навстречу кортежу в районе нынешнего Парка Победы в Москве выбежал лось и прыгнул на капот машины, в которой ехал министр обороны Устинов. Водитель Зеленов даже в столь сложной и неожиданной ситуации смог удержать автомобиль на дороге и благополучно остановить его.