«Запрет на полеты будет распространяться не только на правительственную авиацию, но и на все воздушные суда над Ливией, не относящиеся к силам международной коалиции. Задача боевых самолетов НАТО будет заключаться в «применении минимальной силы», - подчеркнул он.
«Таким образом, эта операция не означает автоматического уничтожения всех воздушных судов, оказавшихся в ливийском воздушном пространстве. Самолет может попасть в эту зону случайно», - заявил Бут на первом специализированном брифинге в штаб-квартире альянса, посвященном предстоящей воздушной операции НАТО в Ливии.
Пилоты альянса будут устанавливать контакт с потенциальной воздушной целью, затем будет приниматься решение о корректировке их курса, конвоировании и принуждении к посадке или о перехвате.
В то же время, он подчеркнул, что самолеты НАТО будут «иметь право на самооборону». Это означает, что в случае, если, например, самолет будет взят в прицел системой ПВО, он имеет право уничтожить ее.
Представитель альянса пока воздержался от комментариев по поводу состояния ливийских ВВС и средств ПВО после шести дней воздушных ударов в рамках коалиционной операции «Одиссея. Рассвет».
«Операция будет осуществляться в строгом соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН по установлению бесполетной зоны и защите мирного населения», - заявила, со своей стороны, официальный представитель НАТО Оана Лунгеску.
По ее словам, реальное начало этой операции ожидается «в ближайшие дни».
В свою очередь, Бут отметил, что, по имеющемуся опыту, на это может потребоваться 48 часов.
«У меня пока нет точного временного графика, однако опыт свидетельствует, что на это требуется не менее 48 часов», - сказал он.
Тактическое командование операцией будет осуществляться из командного центра НАТО в Неаполе (Италия). Планы НАТО по ведению операции в Ливии «рассчитаны на три месяца», но, «в случае необходимости, легко могут быть продлены», добавил Бут.
Альянс пока не определился с количеством самолетов, участвующих в операции.
«На данный момент я бы сказал, что в операции будут участвовать десятки, а не сотни самолетов», - сказал офицер НАТО.
По его словам, в воздухе будут постоянно находиться три самолета-радара АВАКС, группа самолетов, осуществляющих воздушную разведку, а также собственно истребители, обеспечивающие соблюдение запрета на полеты.
Лунгеску отметила, что в НАТО продолжается дискуссия «о более широком мандате операции». По информации источников ИТАР-ТАСС, заседание Совета НАТО, на котором ожидается принятие этого решения, будет созвано 27 марта.
«Более широкий мандат» может, в частности, включать возможность нанесения ударов по сухопутным войскам Каддафи, однако на уровне НАТО этот вопрос еще не решен.
Лунгеску вновь подтвердила, что на данный момент операция НАТО по обеспечению бесполетной зоны будет проводиться независимо от коалиционной операции «Одиссея. Рассвет». Тем не менее, она подтвердила, что вопрос о передаче «Одиссеи» под военное управление альянса в настоящий момент решается.
Ожидается, что будет реализована модель двойного управления этой операцией, в соответствии с которой принятие политических решений будет осуществлять контактная группа, предположительно в составе министров иностранных дел входящих в коалицию государств, тогда как военным планированием, координацией действий между занятыми в операции силами и их командованием будут заниматься военные структуры НАТО.
Конференция по созданию контактной группы пройдет в Лондоне 29 марта. В ней примут участие главы МИД всех участников коалиции и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Из арабских государств к воздушной операции в Ливии должны в ближайшее время подключиться Катар и Объединенные Арабские Эмираты.
Из стран НАТО о своем полном неучастии в операции в Ливии пока заявила только Германия. На данный момент сложно сказать, как будут сосуществовать операция НАТО и коалиционная воздушная операция «Одиссея. Рассвет» в Ливии в ближайшие недели – существуют возможности как для их объединения, так и для параллельного осуществления, передает ИТАР-ТАСС.
В среду Североатлантический альянс уже объявил о начале третьей операции - под названием «Союзный защитник», которая проводится силами альянса и направлена на обеспечение соблюдения эмбарго СБ ООН на поставки оружия в Ливию. В ней уже принимают участие шесть военных кораблей из состава 1-й Постоянной морской группы НАТО.
Общее число кораблей в ближайшие дни достигнет 16-ти: 10 фрегатов, три подводные лодки, один корабль управления, два вспомогательных корабля. В их задачи входит патрулирование всей береговой линии Ливии и проверка направляющихся в ее порты судов на предмет наличия на борту оружия или наемников. Мандат этой операции не предусматривает использования задействованных в ней кораблей для ударов по целям на территории Джамахирии.