В 2007 году Kanwa эксклюзивно сообщила из Санкт-Петербурга, что КНР закупает четыре аэрофинишера, разработанные в ЦНИИ судового машиностроения и выпущенные на Пролетарском заводе. Все российские аэрофинишеры и тормозные гаки производятся на этом предприятии. В прошлом Китай также закупал на нем некоторые комплектующие для эсминцев проектов 956Э и 956ЭМ, передает «Перископ.2».
На территории Украины остались старые образцы аэрофинишеров, и существует вероятность, что КНР может их закупить
Источник на предприятии сообщил Kanwa, что китайцы бывали на заводе много раз, заявляя о готовности приобрести не менее четырех аэрофинишеров (источник употребил именно термин «приобрести»). Переговоры прошли в офисе компании «Рособоронэкспорт», в ходе них представители завода сделали специальные презентации для китайской стороны, а китайцы также запросили техническую информацию и материалы.
В 2011 году в ходе очередного посещения завода корреспондентом Kanwa авторитетный источник неожиданно сообщил, что переговорный процесс сталкивается с трудностями, а руководство российской оборонной промышленности, возможно, приняло решение не продавать аэрофинишеры в Китай.
По словам источника, КНР удалось заполучить на Украине образцы тормозных гаков для учебно-боевого самолета JL-9 и скопированного J-15 вместо их закупки непосредственно у ЦНИИ судового машиностроения и Пролетарского завода.
Чем мог быть вызван отказ России продавать в Китай аэрофинишеры в самый последний момент? В отношении закупки КНР российских технологий строительства авианосца Kanwa неоднократно задавала вопросы представителям российского Министерства обороны и МИДа и всегда получала официальный ответ следующего содержания: «Стратегические системы вооружений запрещены к экспорту в КНР. Авианосцы, атомные подводные лодки, технологии производства ядерного оружия – все они подпадают под категорию стратегических вооружений».
Однако по мере погружения Kanwa в изучение вопроса стало складываться впечатление, что реальная причина запрета связана не только с «запретом на экспорт стратегических систем вооружений в КНР», но и с недовольством России в связи с копированием КНР палубного истребителя Су-33. ЦНИИ судового машиностроения поставил два аэрофинишера на строящийся индийский авианосец IAC и модернизируемый ТАВКР «Адмирал Горшков». ЦНИИ также оказал содействие в строительстве сухопутного учебного центра палубной авиации в Гоа.
В 2007 году источник сообщил Kanwa, что проектирование и выпуск аэрофинишеров являются очень сложной задачей, в настоящее время только Россия и США имеют подобные возможности. «В прошлом на одном авианосце обычно использовалось четыре аэрофинишера, но на новом индийском АВ установлено только три, что говорит о надежности российских систем».
#{weapon}Недавно представитель компании «Рособоронэкспорт» заявил Kanwa следующее: «Китай и вправду хотел закупить аэрофинишеры для авианосца, но мы им их не продали». Это подтверждает предположение о том, что в Китае нет российских аэрофинишеров. В 2006 году директор ЦНИИ судового машиностроения и Пролетарского завода сообщил журналисту Kanwa, что КНР планирует приобрести четыре аэрофинишера и что стороны провели несколько раундов переговоров. Но в 2011 году он заявил: «Неожиданно мы получили указание из Москвы, все наши контакты с КНР были заморожены. Другими словами, мы не можем поставить в Китай аэрофинишеры и любое другое оборудование для авианосца».
Российский МИД несколько позже сделал заявление, что «стратегические системы вооружений и технологии не будут поставляться в КНР».
Все вышесказанное полностью объясняет, почему аэрофинишеры не были поставлены в учебный центр летной подготовки в Янлиане (Yanliang) к августу 2010 года и почему аэрофинишеры не были установлены на авианосце «Варяг» в ходе его первого выхода в море. По мнению Kanwa, постройка китайского авианосца может столкнуться со значительными трудностями.
По словам представителя Рособоронэкспорта, на территории Украины остались старые образцы аэрофинишеров, существует вероятность, что КНР может их закупить. Но по мнению Kanwa, даже если эту операцию и удастся осуществить, то эти аэрофинишеры могут выступать только в роли ознакомительных образцов. На территории учебного центра НИТКА находится не так много аэрофинишеров.
После покупки образцов аэрофинишеров и изучения конструкции тормозного механизма может пройти еще какое-то время, прежде чем Китай разработает собственный аэрофинишер.