Проверка была проведена в Мордовии, Пермском крае, Вологодской, Оренбургской и Свердловской областях, а также Ямало-ненецком автономном округе. «Прокурорами установлены многочисленные грубые нарушения уголовно-исполнительного законодательства, наиболее распространенными из которых являются неудовлетворительное материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, ненадлежащая организация воспитательной работы с осужденными, неприменение мер воздействия к правонарушителям, непринятие мер по привлечению осужденных к труду, несоблюдение требований пожарной безопасности», - говорится в сообщении на сайте Генпрокуратуры.
Так, часто нарушается статья 127 УИК РФ о размещении в камерах не более двух человек. Вместо этого в камерах осужденные проживают по три - четыре человека. В ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области и ИК-5 УФСИН России по Вологодской области отсутствуют водопровод, канализация и надлежащая вентиляция, что приводит к грубейшим нарушениям санитарно-эпидемиологических норм.
Во всех исправительных колониях прокурорами выявлены нарушения требований федерального закона «О пожарной безопасности». Так, большинство административных, жилых и производственных помещений не оборудованы первичными средствами пожаротушения, а также автоматической пожарной сигнализацией. Эксплуатация электрических сетей, электроустановок и технических изделий зачастую осуществляется с грубыми нарушениями установленных нормативов, что негативно влияет на безопасные условия отбывания наказания.
Прокурорами повсеместно установлены нарушения требований ст. 103 УИК РФ о привлечении каждого осужденного к общественно полезному труду.
Так, в ИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю на оплачиваемых работах из 282 осужденных трудоустроено 25, в ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области из 138 трудоспособных работают только 44 человека, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок. Осужденные к пожизненному лишению свободы трудоустроены не были.
В ИК-5 УФСИН России по Вологодской области были трудоустроены лишь 40 осужденных к пожизненному лишению свободы или 21 % от их общей численности. Из 38 лиц, имеющих исполнительные листы на сумму 28 млн. 900 тыс. рублей, трудоустроено лишь 14 человек с исполнительными листами на 2 млн 800 тыс. рублей.
Материалы инспекторских и контрольных проверок свидетельствуют о ненадлежащем исполнении сотрудниками территориальных органов УИС своих обязанностей по осуществлению ведомственного контроля за деятельностью исправительных колоний.
В течение 2010-2011 годов администрациями большинства исправительных колоний «не принимались адекватные меры воздействия к ряду осужденных, допустивших нарушения установленного порядка отбывания наказания, в том числе злостные». «Нередко взыскания и поощрения на осужденных налагались неуполномоченными законом должностными лицами», - отмечается в пресс-релизе.
При этом подчеркивается, что многие нарушения закона, продолжающиеся длительное время, не выявляются и не устраняются, носят системный характер, меры к виновным лицам не принимаются.
«В то же время ФСИН России не обеспечивает надлежащий контроль за деятельностью подчиненных ей территориальных органов управления исправительными учреждениями. Подобное отношение должностных лиц УИС к исполнению своих служебных обязанностей в конечном итоге приводит к нарушениям прав и законных интересов осужденных», - подчеркнули в Генпрокуратуре.
По результатам проверки внесено семь представлений, возбуждено шесть административных производств, в суд направлено пять исковых заявлений, о возложении на администрацию исправительных колоний обязанностей по устранению выявленных нарушений закона, принесен один протест на незаконный приказ начальника исправительной колонии, отменено семь постановлений о наложении взысканий на осужденных.
Заместитель генпрокурора Александр Звягинцев внес директору ФСИН России представление об устранении нарушений законов, которое рассмотрено с участием представителя Генпрокуратуры. Руководством ФСИН России приняты меры по устранению выявленных нарушений законов, виновные в этом должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.