«Глава технической комиссии МАК Алексей Морозов (на пресс-конференции в Москве в среду) рассказал, что на борту нашего Ту-154 не было «ведущего», то есть российского, пилота, который, зная условия аэродрома в Смоленске, помогал бы и направлял наших пилотов, потому что поляки не захотели его присутствия. Но это неправда. Как узнала Gazeta (Wyborcza), россияне просто не ответили на нашу просьбу о выделении «ведущего» пилота», - написал Радзивинович в Gazeta Wyborcza.
«Эксперты МАК признали: смоленский диспетчер сообщил польским пилотам, что они находятся на правильной траектории подлета к ВПП – хотя (в этот момент) машина находилась еще вне глиссады. Это говорит о том, что диспетчер (и это подтверждает наш представитель при МАК Эдмунд Клих) на самом деле не знал, где находится президентский борт и только догадывался, где он должен быть, поскольку радар (в Смоленске) был неисправен», пишет обозреватель издания.
«Кроме того, и это мы услышали сегодня в Москве, самолет слишком быстро приближался к земле. Диспетчеры должны были увидеть это на радаре, однако, вероятнее всего, не видели, потому что не предупредили поляков», добавил он.
По словам журналиста, российские диспетчеры также не знали, что происходило с российским самолетом Ил-78, который сел в Смоленске аккурат перед польским президентским бортом. По его данным, тот самолет также вышел из тумана на крайне низкой высоте и едва не разбился.
«Если учесть все это, то мы не можем согласиться с россиянами, которые утверждают, будто состояние аэродрома и работа диспетчеров не могли повлиять на то, что произошла катастрофа», написал Радзивинович.
По его словам, «во вторник руководство Международного авиационного комитета заверило, что абсолютно все записи разговоров с диспетчерской вышки аэродрома были расшифрованы представителем польской стороны». «Это ложь. На пленках с вышки, которые поляки получили еще в апреле, отчетливо слышно, как полковник Николай Красноутский, бывший командир полка, который до октября прошлого года был начальником аэродрома в Смоленске, звонит по мобильному телефону кому-то, скорее всего, в Москве, и пытается убедить собеседника, что полякам надо отказать в разрешении на посадку в связи с туманом. Тот кто-то, однако, запрещает закрывать аэродром. С кем разговаривал полковник, неизвестно. А это важно. Поскольку диспетчеры - так же, как и польские пилоты – находились под давлением. При этом они, вопреки категорическим утверждениям (Татьяны) Анодиной, были убеждены, что имеют право и обязаны запретить полякам садиться», говорится в статье польского журналиста.
«МАК объявил сегодня, что генерал Бласик, который пришел в кабину пилотов, находился в состоянии легкого подпития (0,6 промилле это сто граммов водки или два пива). К этой информации необходимо подойти осторожно. При катастрофе Boeing 737 в Перми 14 сентября 2007 года МАК утверждал, что пилот той российской машины был пьян. А потом оказалось, что доказательств этого нет», резюмирует Радзивинович.