Новые санкции включают запрет на инвестиции в нефтегазовую промышленность этой страны и ужесточение ограничений на судоходство и финансовые операции, «охватывают десятки высокопоставленных иранских чиновников и компаний и преследуют цель усилить давление на правительство Ирана, отрезав европейские инвестиции в ведущие отрасли иранской экономики», передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на New York Times.
В частности, новые меры коснутся 41 человека, 57 компаний и других юридических лиц, а также 15 дополнительных фирм, контролируемых Корпусом стражей исламской революции, и еще трех компаний, которые, как считается, находятся под контролем государственной судоходной компании ИРИ. По сведениям газеты, высокопоставленные дипломаты ЕС обсудят предлагаемые санкции в четверг. В случае одобрения они «ознаменуют значительное ужесточение экономического давления Европы на Тегеран».
В странах ЕС иранским банкам нельзя будет без предварительного разрешения производить денежные переводы, превышающие 35 тыс. евро, а также открывать филиалы. Будут прекращены все грузовые авиаперевозки, осуществляемые иранскими компаниями или берущие начало в Иране, за исключением смешанных грузопассажирских перевозок.
Будет также введен запрет на поставки продукции, необходимой для производства ядерных материалов, вооружений и боеприпасов, запрещена «продажа, поставки или передача» ключевого оборудования и технологии для переработки нефти, сжиженного природного газа, разведки или добычи. Европейские компании не смогут предоставлять техническую или финансовую помощь «предприятиям в Иране, которые задействованы в ключевых секторах иранской нефтяной и газовой промышленности».
Как сообщала ранее газета ВЗГЛЯД, в воскресенье иранский парламент одобрил законопроект в поддержку ядерной программы, которая вызывает у Запада большие опасения.
Согласно законопроекту власти Ирана должны сделать государство самодостаточным в сфере мирных ядерных технологий. Документ наделяет правительство Ирана правом применять ответные меры против тех государств, которые пытаются инспектировать иранские морские суда или отказываются предоставлять топливо для иранских самолетов.
8 июля президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что новые международные санкции не повлияют на развитие ядерной программы исламской республики.
Совет Безопасности ООН 9 июня принял очередную резолюцию, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении Тегерана. Это четвертая по счету резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования и прояснять ряд вопросов мирового сообщества по иранской ядерной программе, в том числе вопрос о существовании ее военной составляющей.
В среду глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи, как передавали иранские СМИ, заявил, что он «не может сказать, что санкции не возымели эффекта». При этом Салехи добавил, что санкции, «возможно, замедлят работу в ядерной сфере, но ни в коем случае не остановят ее».
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана обострилась после того, как 11 февраля президент страны Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана.
В начале июля президент США Барак Обама подписал закон о расширении односторонних санкций против Ирана. США усилили давление на Иран, дополнительно включив в список подпадающих под санкции более 30 иранских компаний и частных лиц. Почти все названные в перечне организации и лица связаны с программами по разработке ракетных технологий.