Если государство в течение пяти лет выделит отечественному кинематографу $400-450 млн и создаст условия для его развития, в 2013 году кинопроизводство в России перестанет быть убыточным, а в 2015 году продюсерам уже не потребуется господдержка. К такому выводу пришли Минэкономразвития и консалтинговая компания McKinsey, которые разработали стратегию развития отрасли. Впрочем, одна из предлагаемых мер — единая информационная система учета проданных билетов в кино — должна была, но так и не заработала 1 мая, пишет во вторник «Коммерсант».
В распоряжении газеты оказалась презентация «Перспективы развития кинопроизводства в РФ», подготовленная Минэкономразвития и компанией McKinsey. Презентация в апреле обсуждалась на консультативном совете Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (в 2010 году распределяет 2,86 млрд руб. для поддержки коммерческого кино). В аппарате заместителя министра экономического развития Станислава Воскресенского подтвердили факт существования презентации, однако отказались раскрыть суть наработок.
Российское кинопроизводство сейчас убыточно, констатируют авторы презентации. Анализ финансовых показателей десяти самых кассовых кинокартин 2007 года свидетельствует, что при суммарном доходе одного гипотетического кинофильма в $12,2 млн чистый убыток продюсера составляет $2,8 млн. По итогам 2010 года при общей господдержке киноиндустрии в $138 млн суммарный убыток отрасли составит $56 млн, прогнозируют в Минэкономразвития.
Но уже в 2013 году кинопроизводство может принести продюсерам прибыль в размере $26 млн при господдержке $55 млн, а в 2015-м отрасль вообще сможет обойтись без государственных дотаций, получив $81 млн прибыли, полагают в министерстве. Для этого помимо $400-450 млн господдержки в 2010-2014 годах необходимо реализовать целый комплекс мер.
Например, выручку можно увеличить за счет роста кассовых сборов. Его, в частности, обеспечит увеличение числа кинотеатров: с 1,87 тыс. залов в 2008 году до 4 тыс. в 2015-м. Государство может помочь владельцам кинозалов, обеспечив долгосрочные кредиты со сниженной процентной ставкой на строительство новых кинотеатров. Благодаря этому бокс-офис одной кинокартины в 2015 году должен в среднем равняться уже $15,9 млн против $9,7 млн в 2008-м.
Потери продюсеров от нелегального выпуска их фильмов на DVD будут составлять не 90%, как сейчас, а лишь 50%, надеются авторы презентации. В результате доход продюсеров от DVD-продаж вырастет в 2015 году в пять раз, до $5 млн с картины. Еще $1,7 млн против нынешних $1,1 млн одному фильму обеспечит продажа телеправ.
Сократить затраты поможет снижение сбора (с 3 до 0,3%) в пользу Российского авторского общества (РАО). Кроме того, продюсерам могут быть предоставлены кредиты на льготных условиях или под госгарантии.
Одна из государственных мер в поддержку продюсеров должна была заработать уже с 1 мая. Вступившие в силу в минувшую субботу поправки к закону «О господдержке кинематографии РФ» обязали всех владельцев кинотеатров передавать в единую информационную систему сведения о каждом проданном билете. В результате доля нелегальных билетов с 25% в 2008 году должна снизиться к 2015-му до 10%.
Но Минкультуры пока не заключило контракт с Главным информационно-вычислительным центром (должен управлять единой автоматизированной системой учета продаж билетов). Не вышло к 1 мая и постановление правительства, регламентирующее, какую именно информацию должны предоставлять кинотеатры. Как пояснили «Коммерсанту» в Минкультуры, на подготовленный министерством проект постановления дал свое отрицательное заключение Минфин, а Минкомсвязи и Минэкономразвития свои официальные отзывы до сих пор так и не представили.