Открывая пресс-конференцию, духовный лидер осетинских мусульман еще раз заявил , что беседу с журналисткой Яной Амелиной не воспринял как интервью, поэтому посчитал возможным говорить о вещах, которые без объяснений понятны специалистам, говорится в сообщении, поступившем в газету ВЗГЛЯД.
Кроме того, по его словам, некоторые моменты беседы остались без пояснений, которые и были восприняты многими как сомнительные. В частности, он заявил, что никогда не был знаком с одним из лидеров чеченского бандподполья Хаттабом, а уничтоженными в прошлом году руководителями так называемого Кабардино-Балкарского джамаата Анзором Астемировым и Мусой Мукожевым общался, когда те были преподавателями в медресе. «Когда они ушли в подполье, я расценил это как ошибку», - сказал Али-хаджи Евтеев.
Говоря о создании халифата и шариатского государства, муфтий подтвердил, что сказал об этом в интервью, но уточнил, что «каждый мусульманин хочет жить в справедливом государстве и по божьим законам». «А негатив в отношении этих слов связан с их неверным понимаем, в частности, что при шариате режут головы, отрубают руки и избивают женщин. На самом деле шариатское государство — это справедливое государство», - отметил муфтий.
Сослался он и на неправильное понимание слова «джихад», несколько раз упомянутое в интервью. «Это старание на пути Аллаха, - пояснил Евтеев, - путь к божественным идеалам, построение самого себя, своей души. В какой стране это является преступлением? А у нас с этим словом связан негатив. Точно так же, как и со словом «ваххабит». Если говорить точно, то у этого слова вообще нет определения, и мы им не пользуемся. А если остальные называют ваххабизмом радикальные взгляды, то я знаком и с этим и смог найти выход и даже помог многим тоже выйти из этого. Но, видимо, кому-то очень хочется увидеть здесь раздор и распри. Никто из нас ведь не призывает к вооруженному джихаду и шариатской форме правления!»
Комментируя скандал с возможным строительством мечети в Южной Осетии, муфтий заявил, что его инициировали грузинские спецслужбы с целью создания очередного очага напряженности в тамошнем обществе. После этого Евтеев вспомнил, как в первые дни вооруженного грузино-осетинского противостояния в августе 2008 года вместе с восемью членам ДУМСО уже находился в Южной Осетии.
Когда основные моменты скандального интервью были прояснены, осетинский муфтий ответил на вопросы журналистов. Их интересовало отношение руководства ДУМСО к появлению радикальной молодежи среди принявших ислам, а также отношение муфтия к скандалам, связанным с недавним задержанием члена мусульманской уммы Фатимы Багаевой. При попытке провоза через административную границу с Ингушетией элементов «пояса шахида» она была задержана правоохранителями.
«Идет следствие в отношении Багаевой, которое должно расставить все по местам, - сказал Али-хаджи Евтеев. - Но каким бы оно ни было, в самом начале этой истории мы хотели, чтобы все осознали важность и деликатность этого вопроса. Ведь последствия могут не ограничиться судьбой одной Багаевой. Сейчас мы ждем результатов и надеемся, что все хорошо закончится». Евтеев не уточнил, для кого все должно «закончится хорошо». Остался без ответа и вопрос о том, кто именно расписывает стены зданий города надписями с призывом к джихаду на английском языке. Зато выяснилось, что на русском писал один из новообращенных приверженцев ислама. «Мы нашли человека, который писал такие вещи на набережной, провели с ним беседу и он больше этим не занимается», - заявил Али-хаджи Евтеев. «А вот насчет надписей на английском, пришлось обращаться в соответствующие органы с просьбой найти, кто это делает. Когда не было результатов, наши молодые прихожане взяли краску и сами закрасили призывы», – добавил он.
Говоря об увеличении прихожан в мечети, муфтий Северной Осетии сказал, что это в основном студенты и молодежь, представляющая самые разные социальные слои общества. Большая их часть — этнические мусульмане, но есть и такие, кто приходит в ислам из других конфессий. «Основная наша задача работать с людьми и отслеживать их настроения, - сообщил Евтеев. — Но мы не можем дать никаких гарантий того, что у нас не появятся радикально настроенные люди. Но пока у муфтията получается контролировать ситуацию».
Завершая встречу с журналистами, Евтеев еще раз извинился перед представителями православной церкви. «Мы приносим свои извинения еще раз, если вчера, после нашего общения остались еще какие-то вопросы», - сказал муфтий.