Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
Вячеслав Тихонов был в субботу госпитализирован в ЦКБ и перенес операцию.
Вячеслав Васильевич Тихонов родился 8 февраля 1928 года в подмосковном Павловском Посаде. Отец − Тихонов Василий Романович, работал механиком на ткацкой фабрике. Мать − Тихонова Валентина Вячеславовна, была воспитателем в детском саду.
Когда в 1941 году в школе, где учился Тихонов, разместился военный госпиталь, он был отправлен отцом в ремесленное училище. После этого Тихонов работал токарем по металлу на военном заводе.
В 1944 году Вячеслав поступил на нулевой курс Автомеханического института. Но ближе к 1945 году у него возникла идея попытать счастья во ВГИКе. Там его сначала не приняли. Но в дело вмешался случай. Уже после завершения вступительных экзаменов вгиковский профессор Борис Бибиков зачислил Тихонова к себе на курс.
В 1950 году Вячеслав Васильевич с отличием окончил ВГИК, мастерскую выдающихся педагогов Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. В годы учебы в институте состоялся его актерский дебют в фильме Сергея Аполлинариевича Герасимова «Молодая гвардия» (1948) − Тихонов сыграл роль Володи Осьмухина. После 1948 года почти 10 лет актёр не получал в кино интересных ролей, но сыграл Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», поставленном Эрастом Павловичем Гариным в Театре-студии киноактера (Тихонов работал там с 1950 года).
В 1957 году на киноэкраны вышел фильм Сергея Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Роль тракториста Матвея Морозова принесла актеру зрительское признание, а главное − обнаружила его востребованность в качестве исполнителя, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: тихим, неприметным романтизмом в обыденной, как будто бесконечной (и при этом все-таки преходящей) повседневности.
В своем следующем фильме − «Чрезвычайное происшествие» (1958, режиссер Виктор Ивченко) − актер сыграл одесского матроса Виктора Райского, веселого и вроде бы бесшабашного парня, который становится настоящим героем в стане захвативших танкер чанкайшистов.
Вячеслав Васильевич за короткий срок сыграл шесть значительных, разноплановых ролей в фильмах: Ростоцкого «Майские звезды» (1959) и «На семи ветрах» (1962), Ташкова − «Жажда» (1959), Швейцера − «Мичман Панин» (1960), Лукова − «Две жизни» (1961), Самсонова − «Оптимистическая трагедия» (1963).
Во второй половине 1960-х годов Вячеслав Васильевич сделал большой шаг к вершинам актерской карьеры: он сыграл роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965−1967). После столь сложной и изнурительной роли Вячеслав Васильевич блестяще сыграл учителя Мельникова в фильме Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1969). За эту работу Тихонову в 1970 году была присуждена Государственная премия СССР.
В телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1973, режиссер Татьяна Михайловна Лиознова) он сыграл самую «звездную» свою роль − Исаева-Штирлица. Актерская удача Тихонова принесла ему невиданную популярность (а в 1976 году − и Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых). Можно сказать, что Тихонов и Лиознова как бы «доиграли» сюжеты таких фильмов конца 1940-х годов, как «Молодая гвардия» и «Подвиг разведчика», придав полную жанровую завершенность теме тайной (подпольной или разведывательной) борьбы с фашистами.
К теме Великой Отечественной войны Вячеслав Васильевич обращался в своем творчестве еще несколько раз: в трилогии И. А. Гостева «Фронт без флангов» (1974), «Фронт за линией фронта» (1977), «Фронт в тылу врага» (1981), в фильмах «Они сражались за Родину» (1975, режиссер С. Ф. Бондарчук). В 1977 году актер сыграл главную роль в фильме С. И. Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо», несколько видоизменив главное направление своих творческих поисков. Эта роль, за которую актер в 1980 году был удостоен Ленинской премии, вероятно, и стала своеобразным камертоном во взаимоотношениях Тихонова с героями, которых он сыграл впоследствии в фильмах «ТАСС уполномочен заявить...» (1984, режиссер В. П. Фокин), «Европейская история» (1984, режиссер И. А. Гостев), «Убить дракона» (1988, режиссер М. А. Захаров), «Бесы» (1992, режиссеры И. В. Таланкин, Д. И. Таланкин), «Утомленные солнцем» (1994, режиссер Н. С. Михалков) и др.
Последней ролью Тихонова в кино стал Бог в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» (2006).
Вячеслав Васильевич Тихонов − народный артист СССР (1974), Герой Социалистического труда (1982), лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III степени. В 1993 году на II Международном кинофестивале славянских и православных народов «Золотой витязь» он был награжден премией за выдающийся вклад в славянский кинематограф. Тихонову посвящен документальный фильм Сергея Ростоцкого «Профессия − киноактер», говорится в биографии актера на сайте tichonov.ru.