«Дело Литвиненко» вызвало огромный резонанс в Великобритании, России и во всем мире, однако год спустя после его смерти на многие вопросы так и не были найдены ответы.
Одним из них остается точная причина смерти бывшего сотрудника органов безопасности, который в 2000 году бежал в Великобританию, а незадолго до смерти получил британский паспорт. Результаты вскрытия тела Литвиненко не были преданы огласке, хотя и включены в материалы полицейского расследования, позже переданные в органы прокуратуры.
Единственным официальным подтверждением причины его смерти является заявление Королевской прокурорской службы Великобритании о том, что Литвиненко «умер в лондонской больнице от острой лучевой болезни; как было установлено, он проглотил летальную дозу полония-210, высокорадиоактивного вещества».
Первые сообщения о тяжелой болезни 43-летнего Литвиненко в британских СМИ появились в середине ноября 2006 года. Почувствовавший себя плохо 1 ноября, он был госпитализирован сначала в больницу лондонского района Барнет, а затем переведен в больницу Университетского колледжа Лондона. Симптомами болезни были тошнота и рвота, пожелтение кожных покровов, выпадение волос и поражение костного мозга.
Первоначально специалисты высказывали подозрения, что Литвиненко был отравлен таллием, однако затем специалисты британского Агентства по охране здоровья обнаружили в теле Литвиненко «значительное», по их утверждениям, количество радиоактивного элемента полоний-210.
Литвиненко умер вечером 23 ноября. Полиция вначале квалифицировала его смерть как «подозрительную», однако спустя некоторое время она стала рассматриваться как «убийство», а делом занялись специалисты антитеррористического подразделения Скотланд-Ярда.
Похоронен Литвиненко 7 декабря на Хайгейтском кладбище на севере Лондона, знаменитого своими могилами идеолога социализма Карла Маркса и философа Герберта Спенсера. По словам друзей и родственников, перед смертью Литвиненко принял ислам в знак солидарности с чеченцами, взгляды которых были близки покойному.
Британские СМИ посвящали первые полосы и целые выпуски новостей судьбе Александра Литвиненко. Еще более внимание к этой теме усилилось, когда в Лондоне то тут, то там стали обнаруживать следы радиации.
Всего, по данным Агентства по охране здоровья, в рамках расследования «полониевого инцидента» было обследовано 47 различных объектов в британской столице. Следы радиации разной интенсивности были найдены в 21 из них, включая ряд лондонских отелей, несколько самолетов, офис бизнесмена Бориса Березовского, дом семьи Литвиненко, автомобиль его друга Ахмеда Закаева и другие.
Самый высокий уровень радиации был обнаружен в «Сосновом баре» гостиницы «Милленниум» в районе Мэйфейр, где предположительно и был отравлен экс-офицер ФСБ, и в японском ресторане Itsu на улице Пиккадилли, где Литвиненко встречался со своим итальянским информатором Марио Скарамеллой.
Бар и ресторан были закрыты для обеззараживания в течение нескольких месяцев, с ноября 2006 года вплоть до весны этого года. По словам специалистов, это было связано с необходимостью обеспечить снижение уровня полония до незначительного уровня. Естественный период полураспада полония-210 составляет 138 дней.
Всего на операцию по обеззараживанию помещений и проверку людей, которые могли подвергнуться воздействию радиации, Агентство по охране здоровья затратило около 2 млн фунтов стерлингов. Еще 250 тыс. фунтов на эти же цели потратил совет лондонского района Вестминстер. Полицейское расследование Скотланд-Ярда обошлось британским налогоплательщикам примерно в 1 млн фунтов.
Из более чем тысячи проверенных людей только у 17 - служащих отелей и членов семьи Литвиненко - был выявлен незначительный уровень радиоактивного облучения, но медики заверяют, что риск для их здоровья в связи с этим является незначительным.
Среди возможных отравителей Литвиненко называли огромный спектр людей и организаций - начиная от российских властей и ФСБ до живущего со статусом беженца в Великобритании российского предпринимателя Бориса Березовского.
Официальное полицейское расследование Скотланд-Ярда продолжалось до конца января 2007 года, после чего материалы были переданы в Королевскую прокурорскую службу Великобритании. Российские власти начали свое собственное расследование инцидента.
Британские следователи побывали в Москве, где с их участием были проведены допросы бизнесмена Андрея Лугового, с которым Литвиненко встречался в день отравления, жены Лугового и других лиц. Российские следователи в Лондоне в присутствии своих британских коллег провели беседы с Березовским и Закаевым.
Двадцать второго мая глава Королевской прокурорской службы Кен Макдональд выступил с заявлением о том, что на основании материалов полицейского расследования его ведомство намерено предъявить обвинения в убийстве путем радиоактивного отравления Андрею Луговому и требовать у России его выдачи для проведения суда над ним на территории Великобритании.
Три дня спустя Великобритания отправила в Москву запрос об экстрадиции Лугового, ордер на его арест, перечень обвинений в его адрес и краткое содержание доказательств в соответствии с Европейской конвенцией об экстрадиции.
Москва ответила отказом на запрос Лондона, мотивировав это тем, что российская конституция запрещает выдачу граждан РФ иностранным государствам. Сам Луговой в многочисленных интервью отрицал свою причастность к смерти Литвиненко.
Отказ России выдать Лугового спровоцировал масштабный дипломатический скандал между Лондоном и Москвой.
В середине июля новый глава МИД Соединенного Королевства Дэвид Милибанд выступил в парламенте с заявлением, где объявил о высылке четверых российских дипломатов, введении ограничительных мер на выдачу британских виз российским чиновникам и замораживании переговоров об облегчении визового режима с Россией. МИД РФ несколько дней спустя ответил Великобритании высылкой четверых британских дипломатов из Москвы и приостановкой сотрудничества в антитеррористической сфере.
Российские и британские политики, дипломаты и журналисты заговорили о «похолодании» и «осени» в двусторонних отношениях. Тем временем Андрей Луговой стал вторым номером в предвыборном списке партии ЛДПР.
Уже стала дежурной фраза британского Форин-офиса о том, что Лондон будет продолжать добиваться выдачи Лугового. Однако реальное продвижение дела все больше и больше заходит в тупик. Наблюдатели высказывают большие сомнения, что виновные в убийстве Литвиненко и завозе в Великобританию высокорадиоактивного вещества (что волнует британцев едва ли не больше самого убийства Литвиненко) когда-либо будут преданы суду.
«Я думаю, что расследование зашло в тупик, застряло. Ни одна из сторон не готова уступать, - заявил редактор дипломатического отдела газеты The Times, эксперт по России Майкл Биньон. - Россия не намерена отказываться от своей позиции, Британия не намерена отзывать запрос об экстрадиции».
По его словам, не стоит ожидать движения вперед, обе стороны будут продолжать делать публичные заявления, обвиняя друг друга в нежелании сотрудничать. «Мы будем видеть Лугового, раздающего интервью тут и там, и британских чиновников, повторяющих свои доводы», - сказал он.
По мнению Биньона, данная ситуация вряд ли еще более ухудшит политические отношения между странами, но и не сделает их лучше. «Это некое замораживание, которое также будет подкрепляться критикой в адрес России по другим вопросам, не связанным с «делом Литвиненко», - прогнозирует эксперт.
Загадочные обстоятельства смерти Литвиненко и шумиха вокруг этого дела вдохновили многих авторов на создание своих литературных и кинематографических версий данной истории.
«Дело Литвиненко» было предложено в качестве материала для изучения в британских школах. Преподавателям предписывается помочь понять ученикам, почему смерть Литвиненко стала главной новостью в разных странах мира. В качестве вспомогательного материала предлагается использовать хронологию событий и некролог по Литвиненко. Кроме того, ученики должны проследить, как освещалось данное дело в СМИ, включая информацию об обнаружении радиации на борту лайнеров British Airways. Здесь же юные британцы знакомятся с историей и методами работы КГБ и ФСБ.
Ресторан Itsu на Пиккадилли, полностью реконструированный и перестроенный, открылся в конце февраля 2007 года и пользуется популярностью у посетителей, став не только местом для ланча, но и местной достопримечательностью.
Близкий друг покойного Литвиненко, диссидент Владимир Буковский сообщил, что никаких общественных мероприятий в годовщину кончины Литвиненко не планируется. «Родственники и друзья соберутся на кладбище, мы постоим над могилой и молча вспомним об Александре», - рассказал Буковский на презентации сборника статей и интервью Литвиненко, которая прошла в канун первой годовщины его смерти в Лондоне, сообщает РИА «Новости».