Справки

28 июля 2024, 19:35

Вертолет Ми-4: история, достижения, современность

Фото: Вайнштейн Игорь/Фотохроника ТАСС

Первый отечественный универсальный вертолет среднего класса. Установил ряд международных рекордов. Использовался для ведения боя, перевозки грузов и людей, противопожарной охраны, строительных работ и в санитарных целях. Производился в СССР и за рубежом. Был приспособлен для эксплуатации на Северном и Южном полюсах, а также в любое время суток. Стоял на вооружении армий 30 стран мира и ограниченно применяется до сих пор.

История создания вертолета Ми-4 и предпосылки к нему

Проектирование многоместной машины началось осенью 1951 года в ОКБ Миля. К апрелю следующего года был изготовлен прототип ВД-12 – и начались наземные испытания. 3 июня машина впервые поднялась в воздух. Группу инженеров возглавлял непосредственно Михаил Миль, а тестированием вертолетов занимались Всеволод Виницкий, Герман Алфёров, Сергей Бровцев и другие летчики-испытатели. Серийное производство было развернуто на базе Саратовского авиазавода в конце 1952 года.

Интересные факты: в натовской классификации Ми-4 присвоено наименование Hound («Гончая»). С помощью этой машины планировалось ликвидировать отставание от США в области вертолетостроения, которое было выявлено в начале Корейской войны. Поэтому по компоновке вертолет оказался схож с американским Sikorsky H-19, но превосходил конкурента в скорости, размерах и грузоподъемности. На разработку было отведено очень мало времени, из-за чего инженерам приходилось работать по 14-16 часов в сутки.

К маю 1953 года государственные испытания были завершены, а вертолет принят на вооружение ВВС СССР. Тогда же начался выпуск этих машин на Казанском вертолетном заводе. К концу года в войска было поставлено 24 вертолета. В 1954 году всё производство и разработку модификаций перенесли в Казань. За прошедшие пару лет в Саратове успели изготовить 152 экземпляра. Выпуск Ми-4 продолжался до 1968 года и к моменту его завершения было создано 3307 единиц (не считая китайских Z-5).

Особенности конструкции Ми-4

Вертолет имеет двухэтажный формат: наверху – кабина пилотов, внизу и сзади – грузовое отделение, оснащенное откидными лавками для десанта и люком для погрузки. Позади пилотов размещаются редуктор и топливный бак. Несущий винт имеет четыре лопасти, изготовленные из стальных лонжеронов (в форме труб) с деревянным каркасом. Хвостовой – три стандартные лопасти. Рычаги управления оснастили гидроусилителями, а стекла кабины и ключевые элементы конструкции – системами противообледенения.

Базовые версии машины имели колесное шасси, но с конца 1950-х годов вертолеты оснащали лыжами для эксплуатации в зимних условиях и поплавками – для приводнения. Кроме того, передовые (на тот момент) приборы позволяли осуществлять полеты в любое время суток, а также в плохих погодных условиях. Двигатель и главный редуктор соединялись посредством вала, проходящего между сиденьями летчиков. К 1957 году для этих вертолетов разработали первую советскую систему автопилота АП-31.

Характеристики и преимущества вертолета Ми-4

В состав экипажа вертолета входят два пилота и бортмеханик. Длина фюзеляжа составляет 16,8 м, а высота – 4,4 м. Машина весит 4,9 т и может поднять в воздух до 1600 кг груза. В основном топливном баке помещается 1000 л горючего. Кроме того, предусмотрено размещение дополнительного бака на 500 л в грузовом отделении. Вертолет развивает скорость до 226 км/ч. Может пролететь около 465 км и подняться на высоту до 5,5 км. Набор высоты обеспечивает несущий винт, диаметр которого равен 21 м, а маневренность – рулевой винт диаметром 3,6 м.

Интересные факты: именно эта модель впервые была оснащена встроенным вооружением  12,7-мм крупнокалиберным пулеметом Афанасьева, который расположили в носовой части. Стрельбу из него вел бортмеханик, боекомплект составлял 900 патронов. При минимальном расходе топлива вертолет способен лететь со скоростью 140 км/ч. Благодаря наличию внешней подвески, вертолет может использоваться для проведения краново-монтажных работ и транспортировки объемных грузов.

Полет обеспечивает поршневой авиамотор АШ-82В, мощность которого составляет 1530 л. с. Во взлетном режиме он выдает до 1700 л. с. В отличие от предшественников, данная модель имеет просторное грузовое отделение 4,5×1,6×1,76 м. В нем могут размещаться до 16 десантников с полной экипировкой и оружием или 12 сидячих (восемь лежачих) раненых с одним санитаром. Автомобиль ГАЗ-69 или два мотоцикла М-72 с колясками и их пассажиры. Полевая пушка с боекомплектом и артиллеристами или два 82-мм миномета с семью ящиками мин.

Модифицированные версии приспособлены к несению на внешней подвеске 96 неуправляемых ракет С-5К для уничтожения легкобронированной техники, четырех противотанковых управляемых ракет 9М17В «Фаланга» и авиационных бомб ФАБ-100 и ФАБ-250, а также противолодочной авиаторпеды ПЛАТ-1 и 500 кг глубинных бомб. Но из-за отсутствия брони на корпусе вертолета, перечисленное вооружение в основном применялось для огневой поддержки наземных соединений.

История последующего развития и основные модификации вертолета Ми-4

В 1956 году началась организация производства Ми-4 на Харбинском авиазаводе. Благодаря этому в Китае появилось собственное серийное вертолетостроение. Первая машина под маркой Harbin Z-5 была изготовлена спустя два года. Ее транспортная модификация получила наименование «Сянфэн» («Ураган»). Выпуск продолжался до 1979 года – и за это время было создано 545 машин, которые на протяжении нескольких десятилетий составляли основу вертолетного парка китайской армии.

Существует около 30 модификаций вертолета. В 1953 году была разработана противолодочная версия Ми-4ВМ, которую лишили пулемета, но оснастили бортовыми радиолокационной («Курс», а затем – «Рубин-В») и гидроакустической («Баку») станциями. Через год появилась пассажирская модификация Ми-4П, укомплектованная диванами, санузлом, укрупненными иллюминаторами и отделением для багажа. Тогда же создали сельскохозяйственную версию Ми-4СХ с тоннельным распылителем под фюзеляжем и шлангами по бортам, а также бункером в грузовой кабине.

Кроме того, в 1954 году сконструировали лесопожарную модификацию Ми-4Л. Она обеспечивала тушение с помощью водяного ствола под фюзеляжем, а также доставку восьми пожарных на место возгорания. Это же оборудование использовалось для химической обработки растений. В 1956 году была разработана медицинская версия Ми-4М, на базе которой создавали «летающие операционные». В 1958 году появилась десантно-транспортная модель Ми-4А, которая отличалась от базовой версии укрепленными лопастями и наличием автопилота.

Тогда же разработали вертолет-разведчик Ми-4Н «Филин», который был способен эффективно действовать ночью, и вооруженную версию Ми-4АВ. Они надолго стали основными вертолетами Министерства обороны и погранвойск КГБ СССР. Для осуществления поисково-спасательных операций создали модификацию Ми-4ПС, укомплектованную РЛС, лебедкой, световыми маяками, средствами спасения, дополнительными топливными баками, оборудованием для приводнения.

Распространение вертолета Ми-4 в мире и боевое применение

Так как Ми-4 превосходил своих конкурентов в грузоподъемности, скорости и надежности, более 30 государств приобрели около 700 единиц для собственных нужд. Так, до 1997 года 18 вертолетов числилось в составе вооруженных сил Афганистана. Албания использовала до 2005 года 22 советские и 37 китайских машин. Четыре экземпляра стояли на вооружении Буркина-Фасо до 1989 года. По одному борту принадлежало Камеруну и Гане. Финляндия имела три экземпляра до 1979 года. 25 машин приобрела Югославия.

Кроме того, Ми-4 поставлялись в Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу, Кубу, Чехословакию, ГДР, Египет, Гвинею-Бисау, Венгрию, Индонезию, Ирак, Лаос, Мали, Монголию, Польшу, Румынию, Сьерра-Леоне, Сомали, Сирию, Вьетнам и Йемен. Индия использовала свои машины для выдворения португальцев из Гоа в 1961 году и в рамках конфликта с Пакистаном. Ми-4 помогали подавлять венгерское восстание, а также участвовали в конфликтах на территориях Судана, Северного Йемена и Эфиопии.

Интересные факты: в 1958 году группе инженеров во главе с Михаилом Милем, отвечавшей за создание Ми-4, была присвоена Ленинская премия. Тогда же вертолет был награжден золотой медалью и дипломом Всемирной выставки в Брюсселе. На этих машинах установили восемь международных рекордов (например, по подъему двухтонного груза на высоту 6017 м). В 1955 году Ми-4 успешно совершил перелет из Москвы на Северный полюс. Кроме того, эти вертолеты действовали и в Антарктике.

Они применялись во время войн во Вьетнаме, Афганистане, «Судного дня» и в Бангладеш. Люксовая версия вертолета (с дополнительной звуковиброизоляцией и премиальной отделкой салона) служила личным бортом короля Бутана. Минобороны СССР формировало из Ми-4 отдельные вертолетные полки. Пассажирские модификации до 1970-х годов оставались основными вертолетами «Аэрофлота» и обеспечивали локальные перевозки.

Современное использование вертолета Ми-4

Данные вертолеты утратили актуальность после появления Ми-8. Но их использовали вплоть до 1988 года, когда произошла авиакатастрофа в Читинской области СССР. После падения одного из бортов «Аэрофлота» и гибели восьми пассажиров было принято решение о списании оставшихся машин, так как их техническое состояние признали неудовлетворительным. Но сто Z-5 эксплуатировались армией КНР в 2005 году. 48 вертолетов всё еще находятся на вооружении армии Северной Кореи. Это как китайские, так и советские модели.

Интересные факты: Ми-4 изображены на советских, российских, румынских и киргизских почтовых марках. Из семи машин сооружены памятники, которые установлены в различных сибирских населенных пунктах. Вертолеты можно увидеть в фильмах «SOS над тайгой», «Запасной аэродром», «Звезды на крыльях», «Тайна вечной ночи», «Гранитные острова» и многих других. Представлены в компьютерных играх Heliborne, War Thunder и Wargame: Red Dragon.

Вывод

Ми-4 оказался знаковым вертолетом для своего времени: устанавливал рекорды, воевал, спасал жизни, строил и служил науке. Его создателям удалось преодолеть отставание от потенциального противника, развить вертолетостроение в стране и сконструировать машину, которая остается в строю на протяжении 70 лет. Ми-4 не только стал предшественником и прародителем Ми-8 – самого массового вертолета в мире, но и оставил значительный след в истории.

Вам может быть интересно

После атаки БПЛА в Краснодарском крае госпитализированы двое мирных жителей
Темы дня

Латвия рассматривает фашистский рецепт полного избавления от русских сограждан

Заключение в концлагеря или как минимум депортация в «Российскую Федерацию, Северную Корею или Венесуэлу» – такие меры против «нелояльных русских» вполне открыто, причем даже в стенах парламента, обсуждаются сегодня в Латвии. «Это не значит, что опасность грозит только русским», говорят эксперты и объясняют, как Прибалтика скатывается в тоталитарную антиутопию.

Глава британской разведки испугана забытым на Западе ощущением

Россия занимается «экспортом хаоса», заявила новая глава британской разведки МИ-6 Блейз Метревели. Почему она использовала именно этот термин для описания «российской угрозы» – и что именно так пугает в этом «хаосе» не только разведслужбы, но и весь коллективный Запад?

Пентагон начал масштабную реформу командной структуры армии США

Эксперты: Верховный суд учел народное мнение по квартире Долиной

Разработчики предложили лишить карты «Мир» чипа для контактных операций

Новости

Нидерланды выделили 700 млн евро на дроны для ВСУ

700 млн евро выделяют Нидерланды на беспилотники для украинской армии, сообщил глава Минобороны королевства Рубен Брекелманс.

С начала года после звонков мошенников в России продано 157 квартир

С начала 2025 года в 15 регионах страны было реализовано 157 квартир, ставших объектами дистанционных хищений недвижимости, сообщили в МВД.

Залужный предупредил о риске гражданской войны на Украине

Бывший главнокомандующий ВСУ, ныне посол Украины в Британии Валерий Залужный заявил о рисках политической дестабилизации и гражданской войны после возвращения военных с фронта.

Госдума обязала ЖКХ работать с жителями через чаты в Max

Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, который обязывает управляющие компании, ресурсоснабжающие организации и региональных операторов по ТКО взаимодействовать с жильцами многоквартирных домов посредством домовых чатов в мессенджере Max.

Грузия признала «очень туманными» перспективы вступления в НАТО

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе назвал «очень туманными» перспективы вступления его страны в НАТО, несмотря на то, что членство в Североатлантическом альянсе было обещано Грузии, как и Украине, еще в 2008 году, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Верховный суд допустил принудительное выселение Долиной из квартиры Лурье

Певица Лариса Долина находится в квартире Полины Лурье без законных оснований, сообщили в Верховном суде России.

У группировки «Махонинские» хотят изъять имущество на 1,3 млрд рублей

Генпрокуратура подала новый иск об изъятии имущества у участников челябинской группировки «Махонинские» (признано экстремистской организацией).

В Грузии ответили на обвинения в транзите каучука из ЕС в Россию

Грузия является жертвой кампаний целенаправленной дезинформации от ряда стран ЕС, заявила министр иностранных дел Мака Бочоришвили, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Захарова заявила о росте визовых отказов россиянам в странах ЕС

Число отказов в выдаче виз гражданам России в странах Евросоюза продолжает увеличиваться, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Юрист предупредил о штрафах за запуск фейерверков в новогодние праздники

Запуск фейерверков во дворах многоквартирных домов может обернуться штрафом, рассказал юрист Иван Соловьев.

«Коалиция желающих» повысила готовность войск перед вероятной отправкой на Украину

Уровень боеготовности военных подразделений стран, входящих в «коалицию желающих», был увеличен на фоне обсуждений о возможной их отправке на Украину.

Российским инструкторам в ЦАР сдались 20 боевиков

В деревне Помболо группа из 20 боевиков добровольно передала оружие сотрудникам тренинговой миссии России в Центрально-Африканской Республике (ЦАР), сообщает Содружество офицеров за международную безопасность.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Элиты Евросоюза имитируют войну с Россией

В Европе постановка индивидуального разума каждой из стран под контроль коллективного интереса ведет к коллективному помешательству. Суть его в том, что имитация полностью заменила собой реальную жизнь и стала подлинным интересом европейских политических элит.

Сергей Худиев: Подчинение веры национализму ведет к отсутствию веры

Христианская вера формирует христианскую нацию – но именно тогда, когда нация не ставится на первое место. И святой Владимир Креститель, и преподобный Сергий Радонежский, и все святые, в земле русской просиявшие, искали Бога и ставили на первое место именно Его. Не народ.

Леонид Цуканов: У России и Индии растет круг общих тем

Дружба Москвы и Дели приближается к 80-летней отметке, но потенциал сближения еще не исчерпан – особенно на межпартийном уровне.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов