Экономика

1 июня 2024, 18:10

В ближайшие годы Россия усилит свои позиции на рынке мировых перевозок

Фото: ETIENNE LAURENT/EPA/ТАСС

Западные перевозчики рассматривают Северный морской путь (СМП) как альтернативу логистическим маршрутам в Красном море, где из-за атак йеменских хуситов количество грузовых судов сократилось на 60%. В пользу СВП играет и фактор глобального потепления, который делает навигацию по этому пути круглогодичной. Однако развитие Севморпути тормозит напряженность в отношениях между США и Россией. Когда СВП станет полноценной мировой транспортной артерией и что это даст России?

Атаки йеменских хуситов в Красном море вынуждают западных перевозчиков задуматься о перевозках через Северный морской путь, большая часть которого – около 70% – находится под контролем России.

Как пишет журнал Foreign Policy, рост расходов и страх стать мишенью беспилотников и ракет хуситов подтолкнули некоторых грузоотправителей к поиску альтернативы в виде Арктики, где таяние льдов открывает новые возможности на Северном морском пути. С этого года, как говорил зампредседателя правительства России Александр Новак, навигация на Северном морском пути должна стать круглогодичной. Ранее она не превышала четырех месяцев.

Количество грузовых судов, следующих через Красное море, сегодня сократилось почти на 60%. Те, кто продолжает пользоваться этим маршрутом, переплачивают за страховку, цена которой «взлетела до небес».

После обострения палестино-израильского конфликта в секторе Газа осенью прошлого года хуситы наносят регулярные удары по территории Израиля и не позволяют связанным с ним судам проходить через воды Красного моря и Баб-эль-Мандебского пролива. Из-за участившихся случаев нападения на суда несколько компаний, в том числе французская транспортная группа CMA CGM и датская судоходно-логистическая корпорация Maersk, приостановили перевозки по Красному морю.

Авторы публикации отмечают, что арктический климат теплеет в четыре раза быстрее, чем в среднем на планете, что делает маршрут через Северный Ледовитый океан более доступным. В сравнении с Суэцким каналом перевозчики могут сократить путь из некоторых портов Европы до Азии на 8 тыс. километров.

Северный морской путь проходит от пролива Карские Ворота до мыса Дежнева вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). Его протяженность составляет около 5,6 тыс. км. Россия довела объем грузоперевозок по этому пути до рекордных 36 млн тонн в год. В советское время рекорд был установлен в 1987 году, составив 6,8 млн тонн.

Сейчас по маршруту осуществляется перевозка добываемых на Севере нефти и газа, леса. На нем находится свыше 50 портов. Он соединяет европейские и дальневосточные порты, устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему.

Согласно оценкам российского правительства, перевозки по СМП до начала атак хуситов уступали по экономической эффективности транспортировке грузов через Суэцкий канал, однако они имеют достаточную рентабельность, чтобы быть реализованными на принципах государственно-частного партнерства и стать основой для получения масштабной макроэкономической отдачи.

В определенных условиях СМП намного удобнее в пользовании, чем Панамский и Суэцкий каналы. Российский ледокольный флот, который был и остается самым мощным в мире, уже сейчас позволяет ежегодно проводить караваны судов из Тихого и Индийского океана в Атлантику, а в связи с глобальным потеплением эта артерия будет востребована круглогодично.

«Россия заинтересована в том, чтобы Северный морской путь использовался не только для коммуникации с дружественными ей странами, но и как маршрут общих транзитных коммуникаций, обеспечивая доставку грузов из Юго-Восточной Азии в Европейский союз. В перспективе такие перевозки могут осуществляться в большом объеме. Для этого имеются все необходимые экономические и технические предпосылки.

Севморпуть – это новая и очень важная для мировой коммуникации транспортная артерия»,

– считает экономист Василий Колташов.

Однако по политическим соображениям «Вашингтон вопреки рациональным экономическим факторам может не разрешить европейским странам воспользоваться альтернативой Суэцкому каналу». «Американцы могут дойти до требования убирать с европейских рынков китайские товары, и это тоже будет одним из факторов против развития СМП. Не случайно глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен говорила о том, что китайскую продукцию необходимо изгнать с европейского рынка. Но перевозка грузов осуществляется также из Индии и других стран, поэтому Севморпуть остается интересным для иностранных перевозчиков», – подчеркивает собеседник.

По прогнозу Колташова, западные перевозчики сформулируют запрос на использование Севморпути в течение ближайших двух лет. После чего иностранным судам придется получать для прохода разрешения и платить России за транзит. «Но при этом в адрес России не прекратятся потоки проклятий о том, что она «опять получает деньги», поэтому Севморпуть будет функционировать именно в такой напряженной атмосфере», – считает экономист.

«В ближайшем будущем Северный морской путь вряд ли станет альтернативой Суэцкому каналу, поскольку западные страны пытаются распространить свои санкции на перевозки по этому маршруту», – добавляет Валерий Андрианов, доцент Финансового университета при правительстве РФ.

Минфин США вводил санкции против компании «Арктическая перевалка» – оператора двух хранилищ газа «Новатэка», которые производитель сжиженного природного газа (СПГ) намеревался использовать для сокращения транспортного плеча СПГ-газовозов ледового класса. По словам эксперта, идет серьезная геополитическая борьба за логистические коридоры, которые будут соединять Европу и Азию. Запад активно продвигает в обход России альтернативные маршруты, в том числе Великий шелковый путь и новый транспортный проект из Индии в Европу.

«Санкции Запада крайне осложняют перевозку СПГ по Севморпути. Что касается транзитных перевозок, то тем более есть риск возникновения проблем из-за политического фактора. Этот маршрут прежде всего может использоваться для перевозки российской нефти. Но

в долгосрочном плане Севморпуть – это прежде всего артерия для перевозки китайских товаров в Европу.

России нужно отстаивать тот факт, что этот маршрут более выгоден, чем Суэцкий канал, и уж тем более, чем маршрут через мыс Доброй Надежды на юге Африки», – указал собеседник.

Андрианов убежден, что перевозки российской нефти сделали выгодным маршрут через Северный морской путь. Это не только позволяет открывать новые рынки, но и обеспечивать базовую загрузку транспортной артерии.

«Когда окупается инфраструктура, создаются благоприятные условия для того, чтобы по маршруту возили не только нефтяные грузы, но и любые другие товары», – пояснил спикер.

В том, что западные перевозчики заинтересовались маршрутом по СМП, большую роль сыграл фактор глобального потепления – льды отступили и «можно спокойно ходить по этому пути, не входя в территориальные воды России». «Проход невозможен без использования береговой российской инфраструктуры. Но самое главное – это ледоколы. Ни одна страна в мире не имеет такой ледокольный флот, как Россия, которая фактически является единственной ледокольной державой. Перевозчики будут вынуждены использовать ледокольную проводку России, им придется платить деньги за ледоколы и береговое сопровождение, за высокотехнологичные услуги», – пояснил специалист.

Текст: Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

ВСУ за сутки потеряли свыше 220 человек на Курском направлении
Темы дня

В договоре Армении с США отсутствует самое главное

Поздним вечером 14 января в Вашингтоне госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян подписали так называемую Хартию о стратегическом партнерстве. Для США это очередное поспешное действие уходящей администрации Байдена, а официальный Ереван таким образом сделал еще один шаг в сторону от России и ОДКБ. Но есть нюансы.

Словакия ожесточенно бьется за возврат российского газа

Уже третий день словацкая делегация обсуждает в Москве насущную проблему – остановку транзита газа через Украину. Словакия очень хочет вернуть себе право получать выгодные энергоресурсы. Она даже пыталась обсудить этот вопрос с Владимиром Зеленским, но наткнулась на стену сарказма. О чем Словакия может договориться с Россией и как Братислава может надавить на Киев?

В Госдуме объяснили повышенное внимание Запада к обрывам кабелей на Балтике

Победительница Кубка мира по самбо Ольга Баранова погибла в 33 года

Воюет даже Конституция. Обновленный основной закон помогает России побеждать в СВО

Новости

Кремль не исключил ответ на санкции США против энергетики

Россия может ответить на санкции США против топливно-энергетического комплекса, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Эксперт: Стратегическое партнерство с США показало суверенную неполноценность Армении

Ереван намерен развивать стратегическое партнерство с Вашингтоном, в том числе – военное сотрудничество. Для Москвы очень нежелательно, чтобы в Армении работали американские военные. Это создаст напряжение в регионе, где сходятся интересы России, Ирана и Турции, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Станислав Ткаченко. Ранее Армения и США в Вашингтоне подписали хартию о создании комиссии по стратегическому партнерству.

Посла России вызвали в МИД Армении

Посол России в Армении Сергей Копыркин был вызван в МИД страны после высказываний на российском телевидении, которые, по мнению армянской стороны, якобы угрожают суверенитету и территориальной целостности республики.

Экс-премьеру Грузии сломали нос в Батуми

Бывший премьер-министр Грузии Георгий Гахария, ныне – один из лидеров оппозиции, избит в Батуми в отеле «Шератон», ему сломали нос, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Лукашенко запретил тратить деньги на «барахло»

Президент Белоруссии Александр Лукашенко подчеркнул, что инвестпрограмма на 2025 год должна исключать растраты на ненужные объекты и сосредоточиться на экономии и контроле за бюджетом.

Зеленский заявил о массированных ударах по энергетике Украины

Владимир Зеленский объявил о массированных ударах по энергетической инфраструктуре Украины, включая объекты газовой отрасли.

Тимошенко заявила, что Украина превращается в страну без будущего

Глава партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко выразила обеспокоенность тем, что Украина теряет будущее из-за экономической стагнации, деиндустриализации и массовой миграции населения, пишет портал «Инсайдер UA».

Россия заняла второе место в рейтинге сильнейших армий мира

Россия заняла второе место в ежегодном рейтинге военной мощи, уступив первое место США, следует из данных Global Firepower.

Власти Приднестровья сообщили о гуманитарных поставках газа из России

Россия направит газ в Приднестровье в качестве гуманитарной помощи, чтобы помочь региону справиться с текущим энергокризисом, сообщил президент непризанного Приднестровья Вадим Красносельский на пресс-конференции в Москве.

ФСБ обнародовала запись попытки подкупа ГУР российских военных у Горловки

ФСБ России обнародовала аудиозапись, где представитель ГУР МО Украины пытался подкупить российских военных за 1 млн долларов для отступления в Горловке.

Forbes: На Украине прекратят формирование новых бригад ВСУ

На Украине решили отказаться от формирования новых бригад ВСУ, чтобы избежать повторения распада 155-й механизированной бригады, где дезертировало 1700 солдат, сообщило издание Forbes.

ВСУ направили на штурм в Курской области элитные отряды и ССО

Командование ВСУ задействовало элитные подразделения, включая силы специальных операций (ССО), для штурмов в Курской области, сообщили в силовых структурах России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Джозеф Байден спалил остатки американского лидерства

Байден упустил уникальную возможность договориться с Москвой и мирно решить все противоречия. Если бы в конце 2021 года он принял или хотя бы начал всерьез рассматривать российские предложения о гарантиях безопасности, то сейчас, возможно, ему бы не пришлось тратить остатки американского лидерства на того, чтобы сдержать Россию.

Виталий Трофимов-Трофимов: Зачем Трампу Арктика

Главная ценность Гренландии – это национальный сектор контроля над Арктикой. И попытки новой вашингтонской администрации не подкупом, так завоеванием получить Гренландию – это подготовка к борьбе за арктические шельфы, проливы и ресурсы.

Андрей Шалунов: Как сделать потребление разумным и достаточным

Отказ от производства товаров с коротким сроком эксплуатации является ключом к сокращению объемов мусора на свалках и снижению трат граждан на покупку товаров.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»