Экономика

25 декабря 2024, 08:56

Китайский автопром жестко выбивает с рынка японских конкурентов

Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon

Японский Nissan оказался на грани выживания. И чтобы не кануть в Лету, он решил объединиться с другими японскими автоконцернами – Honda и Mitsubishi. Тем более, что четверть века назад такой ход сработал – тогда Nissan был спасен французским Renault. Почему продажи у Nissan катастрофически обвалились и откуда у компании столько долгов?

Японские автоконцерны Honda и Nissan подписали соглашение о намерениях по слиянию автобизнеса. Окончательное соглашение, как ожидается, будет достигнуто в июне 2025 года.

Предполагается, что будет создана совместная холдинговая компания, которая объединит операции обоих автопроизводителей. Завершение слияния запланировано на август 2026 года.

В результате будет создан третий по объемам продаж на мировом рынке автопроизводитель. Honda продала в прошлом году 3,98 млн автомобилей, а Nissan – 3,37 млн. Первое место сохранит другой японский конкурент – Toyota со своими 11,23 млн проданных автомобилей, второе останется за Volkswagen, который продал 9,23 млн машин. Однако у немецкого производителя тоже есть серьезные проблемы.

К этим двоим может присоединиться и третий японский производитель – Mitsubishi. Концерн должен принять решение к концу января 2025 года.

Японские автоконцерны идут на такой шаг не от хорошей жизни, а чтобы выжить в жесткой конкуренции с китайским автопромом. Еще десять лет назад мало кто всерьез воспринимал китайские автомобили. Однако они так быстро не просто выросли, а стали на голову выше традиционных именитых автоконцернов, которые еле сводят концы с концами.

Nissan пострадал сильно: его продажи обвалились более чем на 90% в первой половине 2024 года по сравнению с годом ранее, а прогноз годовой операционной прибыли упал почти на 70%.

Четверть века назад Nissan уже оказывался на грани банкротства. Тогда японцам помог французский производитель Renault, который влил свои финансы в Nissan. Сейчас Nissan пытается выжить за счет помощи Honda.

Nissan в долгах как в шелках, потому что затраты на электромобили высокие, а отдача от их продаж несоразмерно низкая. В 2025 году компания должна выплатить долгов на 1,6 млрд долларов, что даже немного меньше, чем в этом году. Но через год, в 2026-м, наступает срок погашения рекордных облигаций на 5,6 млрд долларов. Это максимальный показатель с 1996 года.

Руководство Nissan понимает, что самостоятельно не расплатится с такими долгами, учитывая обвал продаж и операционной прибыли. Поэтому другого выхода, как получить поддержку от Honda, там не видят. Тем более, что в прошлый раз примерно такой же сценарий и сработал. Только на этот раз японская компания не стала затягивать до угрозы банкротства, а заранее решила подстелить себе соломку.

Что же произошло с автомобилями Nissan, что их продажи так сильно обвалились?

Японцы винят во всем китайских конкурентов BYD и американскую Tesla, которые не просто стали доминировать на мировом рынке электромобилей, а устроили в прошлом году настоящую ценовую войну.

Их продажи резко выросли, при этом их японские соперники цены сбивать не могли из-за огромных трат на развитие технологий электромобилей. На рынке слишком быстро происходят дорогостоящие технологические изменения, а Nissan за ними просто не успевает.

Китай еще в прошлом году обогнал Японию и впервые стал крупнейшим в мире экспортером автомобилей. Не случайно США и ЕС так ополчились на китайские электромобили, которые выигрывают ценовую конкуренцию. Внесла свою лепту и Россия, куда резко выросли поставки китайского автопрома, тогда как японские и западные автопроизводители из-за геополитики потеряли наш рынок сбыта.

Усиление позиций японского автопрома вряд ли понравится США и избранному новому президенту, который уже пригрозил ввести высокие пошлины на китайские автомобили, которые поставляются через Канаду и Мексику. Вашингтон не хочет новых конкурентов.

Любопытно, что всю эту историю с зеленой повесткой и переходом от традиционных бензиновых двигателей к электромобилям запустил Евросоюз. Но как только китайцы стали делать больше электромобилей и дешевле (как и солнечных панелей и ветряков), это сразу вызвало раздражение Запада. Потому что за романтической зеленой повесткой стоит вполне себе конкретный западный бизнес, который недоволен, что деньги уплывают у него из-под пальцев прямо в руки к китайцам.

«Китайские автомобили стали активно заходить на мировой рынок. Китайцы научились делать достаточно качественные автомобили с разнообразной электроникой. Они быстро поставляют свои автомобили. По качеству есть нарекания, но в целом китайские машины пользуются большой популярностью. По цене они тоже имеют преимущество, поэтому японским производителям есть смысл объединяться, чтобы поддержать выручку и обороты», – говорит Мария Ермилова, доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Плеханова.

«Китайцы быстро ориентируются и стараются брать все наиболее популярные технологии, чтобы привлечь покупателей. Поэтому если другие концерны не будут совершенствоваться, китайские автопроизводители станут несомненными лидерами рынка уже в ближайшее время», – уверена Ермилова.

«Во-первых, это позволит сократить расходы на разработку новых моделей автомобилей и на закупку комплектующих и оборудования. Во-вторых, это укрепит положение компаний на рынке, облегчит им привлечение инвестиций для развития. В-третьих, компании могут поддерживать друг друга на разных рынках, продвигать продукцию партнеров на них», – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

По его мнению, бренды японских компаний будут сохранены на несколько лет, а новый бренд объединенной компании будет создан не сразу. «Потребители привыкли к автомобилям этих марок – и сразу отказываться от них нелогично. Новый объединенный бренд, вероятно, будет развиваться параллельно с существующими брендами компаний. Скорее всего, сохранятся и технологические платформы компаний, отказываться от них не будут. Возможно, что при разработке новых автомобилей будут выбраны лучшие инженерные решения одного из производителей, которые признают наилучшими, а затем каждая компания будет дополнять их собственными разработками. Технические решения и характеристики новых автомобилей объединенной компании могут быть похожи, а дизайн и потребительские свойства будут отличаться, чтобы подчеркнуть происхождение», – рассуждает Баранов.

При этом такое партнерство может быть как расторгнуто через несколько лет, так и, наоборот, расшириться через присоединение новых компаний, считает эксперт.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Белоруссии определили районы боевого дежурства комплекса «Орешник»
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов