Экономика

25 декабря 2024, 08:56

Китайский автопром жестко выбивает с рынка японских конкурентов

Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon

Японский Nissan оказался на грани выживания. И чтобы не кануть в Лету, он решил объединиться с другими японскими автоконцернами – Honda и Mitsubishi. Тем более, что четверть века назад такой ход сработал – тогда Nissan был спасен французским Renault. Почему продажи у Nissan катастрофически обвалились и откуда у компании столько долгов?

Японские автоконцерны Honda и Nissan подписали соглашение о намерениях по слиянию автобизнеса. Окончательное соглашение, как ожидается, будет достигнуто в июне 2025 года.

Предполагается, что будет создана совместная холдинговая компания, которая объединит операции обоих автопроизводителей. Завершение слияния запланировано на август 2026 года.

В результате будет создан третий по объемам продаж на мировом рынке автопроизводитель. Honda продала в прошлом году 3,98 млн автомобилей, а Nissan – 3,37 млн. Первое место сохранит другой японский конкурент – Toyota со своими 11,23 млн проданных автомобилей, второе останется за Volkswagen, который продал 9,23 млн машин. Однако у немецкого производителя тоже есть серьезные проблемы.

К этим двоим может присоединиться и третий японский производитель – Mitsubishi. Концерн должен принять решение к концу января 2025 года.

Японские автоконцерны идут на такой шаг не от хорошей жизни, а чтобы выжить в жесткой конкуренции с китайским автопромом. Еще десять лет назад мало кто всерьез воспринимал китайские автомобили. Однако они так быстро не просто выросли, а стали на голову выше традиционных именитых автоконцернов, которые еле сводят концы с концами.

Nissan пострадал сильно: его продажи обвалились более чем на 90% в первой половине 2024 года по сравнению с годом ранее, а прогноз годовой операционной прибыли упал почти на 70%.

Четверть века назад Nissan уже оказывался на грани банкротства. Тогда японцам помог французский производитель Renault, который влил свои финансы в Nissan. Сейчас Nissan пытается выжить за счет помощи Honda.

Nissan в долгах как в шелках, потому что затраты на электромобили высокие, а отдача от их продаж несоразмерно низкая. В 2025 году компания должна выплатить долгов на 1,6 млрд долларов, что даже немного меньше, чем в этом году. Но через год, в 2026-м, наступает срок погашения рекордных облигаций на 5,6 млрд долларов. Это максимальный показатель с 1996 года.

Руководство Nissan понимает, что самостоятельно не расплатится с такими долгами, учитывая обвал продаж и операционной прибыли. Поэтому другого выхода, как получить поддержку от Honda, там не видят. Тем более, что в прошлый раз примерно такой же сценарий и сработал. Только на этот раз японская компания не стала затягивать до угрозы банкротства, а заранее решила подстелить себе соломку.

Что же произошло с автомобилями Nissan, что их продажи так сильно обвалились?

Японцы винят во всем китайских конкурентов BYD и американскую Tesla, которые не просто стали доминировать на мировом рынке электромобилей, а устроили в прошлом году настоящую ценовую войну.

Их продажи резко выросли, при этом их японские соперники цены сбивать не могли из-за огромных трат на развитие технологий электромобилей. На рынке слишком быстро происходят дорогостоящие технологические изменения, а Nissan за ними просто не успевает.

Китай еще в прошлом году обогнал Японию и впервые стал крупнейшим в мире экспортером автомобилей. Не случайно США и ЕС так ополчились на китайские электромобили, которые выигрывают ценовую конкуренцию. Внесла свою лепту и Россия, куда резко выросли поставки китайского автопрома, тогда как японские и западные автопроизводители из-за геополитики потеряли наш рынок сбыта.

Усиление позиций японского автопрома вряд ли понравится США и избранному новому президенту, который уже пригрозил ввести высокие пошлины на китайские автомобили, которые поставляются через Канаду и Мексику. Вашингтон не хочет новых конкурентов.

Любопытно, что всю эту историю с зеленой повесткой и переходом от традиционных бензиновых двигателей к электромобилям запустил Евросоюз. Но как только китайцы стали делать больше электромобилей и дешевле (как и солнечных панелей и ветряков), это сразу вызвало раздражение Запада. Потому что за романтической зеленой повесткой стоит вполне себе конкретный западный бизнес, который недоволен, что деньги уплывают у него из-под пальцев прямо в руки к китайцам.

«Китайские автомобили стали активно заходить на мировой рынок. Китайцы научились делать достаточно качественные автомобили с разнообразной электроникой. Они быстро поставляют свои автомобили. По качеству есть нарекания, но в целом китайские машины пользуются большой популярностью. По цене они тоже имеют преимущество, поэтому японским производителям есть смысл объединяться, чтобы поддержать выручку и обороты», – говорит Мария Ермилова, доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Плеханова.

«Китайцы быстро ориентируются и стараются брать все наиболее популярные технологии, чтобы привлечь покупателей. Поэтому если другие концерны не будут совершенствоваться, китайские автопроизводители станут несомненными лидерами рынка уже в ближайшее время», – уверена Ермилова.

«Во-первых, это позволит сократить расходы на разработку новых моделей автомобилей и на закупку комплектующих и оборудования. Во-вторых, это укрепит положение компаний на рынке, облегчит им привлечение инвестиций для развития. В-третьих, компании могут поддерживать друг друга на разных рынках, продвигать продукцию партнеров на них», – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

По его мнению, бренды японских компаний будут сохранены на несколько лет, а новый бренд объединенной компании будет создан не сразу. «Потребители привыкли к автомобилям этих марок – и сразу отказываться от них нелогично. Новый объединенный бренд, вероятно, будет развиваться параллельно с существующими брендами компаний. Скорее всего, сохранятся и технологические платформы компаний, отказываться от них не будут. Возможно, что при разработке новых автомобилей будут выбраны лучшие инженерные решения одного из производителей, которые признают наилучшими, а затем каждая компания будет дополнять их собственными разработками. Технические решения и характеристики новых автомобилей объединенной компании могут быть похожи, а дизайн и потребительские свойства будут отличаться, чтобы подчеркнуть происхождение», – рассуждает Баранов.

При этом такое партнерство может быть как расторгнуто через несколько лет, так и, наоборот, расшириться через присоединение новых компаний, считает эксперт.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

ФСБ предотвратила теракты против высокопоставленных военных в Москве
Темы дня

Как был потоплен российский сухогруз Ursa Major

«Есть неплохие немецкие и итальянские пловцы, американские и британские. У украинцев тоже есть в Очакове, откуда доставить их до корабля не составляло проблем. Их могли забросить с воздуха со снаряжением». Такими словами эксперты описывают возможные сценарии того, как против российского сухогруза Ursa Major был осуществлен теракт в Средиземном море.

Что стало причиной авиакатастрофы в Актау

В казахстанском Актау потерпел катастрофу пассажирский самолет. Одна из возможных версий Embraer 190 – столкновение со стаей птиц. Уголовное дело расследуют Следственный комитет России и генпрокуратура Азербайджана. По последним данным, 32 человека смогли выжить. Между тем эксперты предположили и ряд других версий.

Грузинская оппозиция собралась защищать Зурабишвили от выселения из резиденции

Санкции снизили в России цены на топливо

Захарова: Украина не создаст ядерное оружие без иностранной помощи

Новости

В Сумах произошли масштабные отключения электричества

В украинском городе Сумы приостановлено движение троллейбусов, причиной стал дефицит электроэнергии вследствие масштабных отключений после воздушной тревоги и повреждений инфраструктуры.

Освобождена жилая зона Курахово

В Курахово, расположенном в ДНР, практически вся жилая зона освобождена от украинских сил, остается только укрепленная ТЭЦ, сообщил военно-политический эксперт Ян Гагин в эфире телеканала «Россия».

Захарова: Россия ждет от Абхазии выполнения инвестиционных обязательств

Российская Федерация надеется на выполнение Абхазией своих обязательств в части создания законодательных условий для привлечения российских инвестиций, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

В Москве арестован новый фигурант дела об афере с квартирой Долиной

Таганский суд Москвы арестовал Андрея Основа, жителя Тольятти, по делу о мошенничестве с квартирой известной певицы Ларисы Долиной, назначив меру пресечения на один месяц.

Памфилова предостерегла от заминированных петард с Украины

Председатель ЦИК Элла Памфилова обратилась к членам избиркомов с призывом воздержаться от использования петард, которые могут содержать взрывоопасные вещества, поступающие с Украины.

The Telegraph: Состояние Асмы Асад ухудшилось из-за рецидива лейкемии

У жены бывшего президента Сирии Асмы Асад диагностировали рецидив острого миелоидного лейкоза, а ее шансы на выживание врачи оценивают как 50 на 50, сообщает The Telegraph со ссылкой на источники.

Австралия обратилась к России из-за задержания наемника в зоне СВО

Австралия запросила у России информацию о задержании австралийского наемника Дженкинса в зоне специальной военной операции, информация проверяется, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

В Петербурге спустили на воду ледокол «Николай Зубов»

На предприятии «Адмиралтейские верфи» в Петербурге спустили на воду патрульный корабль ледового класса «Николай Зубов», который станет частью Северного флота.

При крушении самолета в Казахстане погибли семь россиян

В результате крушения самолета азербайджанской авиакомпании AZAL близ Актау погибли семь из 16 россиян, находившихся на борту, девять российских граждан выжили, сообщил министр транспорта Казахстана Марат Карабаев.

Автомобиль въехал в автобусную остановку в Курске

В Курске автомобиль «Форд-Фиеста» въехал в автобусную остановку, травмы получили шесть человек, включая несовершеннолетнюю.

Останки журналиста Максимова найдены в Петербурге

В Санкт-Петербурге нашли останки журналиста Максима Максимова, убитого в 2004 году.

Судно под флагом Гонконга было замечено около кабеля EstLink 2 в момент аварии

В момент отключения кабеля EstLink 2 в Финском заливе могли наблюдать судно Xin Xin Tian 2 под флагом Гонконга, направляющееся из Петербурга в Порт-Саид.
Мнения

Дмитрий Губин: Идея деколонизации прилетит на Запад бумерангом

Спекуляции на далеком прошлом в странах-новоделах и подрывная деятельность русофобов базируются на одних и тех же идеях, и нам не надо их делить на «какую надо деколонизацию» и «какую не надо».

Ирина Алкснис: Миграционные проблемы в России и проще, и сложнее, чем в других странах

Многонациональность и многоконфессиональность России, умение создать пространство для сосуществования самых разных людей, является ее важнейшим преимуществом, которое вечно недооценивают ее противники. Но одновременно эти особенности могут стать уязвимостью страны и вызвать к жизни катастрофические последствия.

Владимир Можегов: Разрушит ли Трамп англосаксонский мир

Америка как «мировой жандарм», «мировой диктатор» и «мировой мессия» – это скорее проект космополитическо-еврейский, нежели исконно американский. Исконно американский проект – изоляционизм. Изоляционизм доминировал и был самым мощным общественным движением вплоть до начала 40-х годов ХХ века.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»