Поезда «Ласточка» станут полностью отечественными, и РЖД смогут их купить. Объемы закупки сокращены в два раза, однако после ухода из России Siemens в марте 2022 года вопрос стоял вообще о полном прекращении поставок.
Теперь немецкий концерн будет не нужен для продолжения выпуска этих поездов. «Поставки полностью российского поезда постоянного тока планируются во второй половине текущего года, а поставка двухсистемных поездов – на 2025 год», – заявил глава РЖД Олег Белозеров. Для понимания: двухсистемная тяга позволяет пользоваться не только током от сети, но и использовать аккумуляторы для автономной работы.
По словам Белозерова, коллективный Запад целенаправленно мешает нормальной работе РЖД, к примеру, Совет ЕС объявил пассажирские поезда для российских граждан предметами роскоши, поэтому их поставка и использование блокируются дискриминационными актами.
Как России удалось за такой короткий срок полностью заместить импортные комплектующие в поездах «Ласточка»? История этого поезда показательна. В 2000-х годах износ подвижного пассажирского состава был критический. И РЖД обратились за помощью к немецкому концерну, который уже серьезно осел в нашей стране. В 2010 году «Синара – Транспортные машины» (СТМ) заключила контракт с немецким концерном, и уже с 2013 года «Ласточки» и другие грузовые локомотивы стали производиться на уральском заводе. «Ласточка» была изготовлена на платформе Siemens Desiro специально для российских железных дорог. И уже к открытию Олимпиады в Сочи стали курсировать эти современные скоростные электропоезда. Теперь «Ласточка» ходит в 30 регионах России, в основном на пригородных пассажирских линиях, и даже по международному маршруту Москва – Минск. Эти поезда курсируют из Москвы в Курск, Нижний Новгород, Смоленск, а также по значимым городам Краснодарского края. «Ласточки» стали ходить по МЦД. Только в Москве услугами этих поездов пользуются десятки миллионов пассажиров.
В 2000-х создание совместного предприятия было логичным решением. У России не было собственных технологий и опыта создания таких комфортных поездов. Проектирование с нуля требовало значительно больше времени, денег и ресурсов.
Сотрудничество с немцами существенно облегчало и убыстряло задачу. Siemens AG в целом стал главным поставщиком современных немецких поездов для России. При этом изначально речь шла не об импорте готовых поездов, а о создании их производства на российской территории, не говоря уже о том, что технически был создан отдельный продукт специально под российскую колею и потребности. И уже тогда, в 2014 году, к проекту были привлечены отечественные производители. Первые поезда, выпущенные в 2014 году, уже имели уровень локализации производства 62%. То есть на импортные детали приходилось менее половины. Через год доля отечественных комплектующих выросла до 80%.
«С самого начала проекта говорилось о том, что эти электропоезда станут со временем отечественного производства, что в них будет больше российских комплектующих», – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». Работа по локализации комплектующих велась все время. В пример эксперт приводит, как группа компаний ПСО (Челябинск) наладила производство алюмокомпозитных нагревательных элементов ЗЕБРА-ЭВО 300, которые используются в «Ласточке» и в другом подвижном составе. А Новосибирский энергомашиностроительный завод «ТАЙРА» стал производить для «Ласточки» полностью локализованную установку охлаждения, которую изначально поставляла иностранная компания.
Сложной проблемой был тяговый электродвигатель, который продолжал оставаться импортным. Сердце машины – это всегда самый сложный элемент для проектирования и производства.
Однако работы по созданию собственного двигателя для таких поездов в России тоже велись еще до 2022 года. И это, вероятно, сыграло важную роль в том, что создать полностью отечественную «Ласточку» удалось за такой короткий срок после ухода немецкого концерна с рынка.
Сообщалось, что созданием отечественного электродвигателя в том числе для линейки скоростных электропоездов «Ласточка» займется пермское предприятие «Новомет» (портфельная компания «Роснано»). Потому что эта компания еще в 2021 году по собственной инициативе разработала базовую модель тягового электродвигателя и испытала его. Двигатель оставалось лишь адаптировать с учетом норм и регламентов к железнодорожным комплектующим и провести полный комплекс испытаний.
«У «Синары» сейчас совместно с «Уральскими локомотивами» получается продолжать выпускать «Ласточки» с локализацией более 90% с уже российским тяговым приводом. Полностью российские «Ласточки», конечно, так называться не будут, да и дизайн есть возможность улучшить как снаружи – головную часть, так и внутри: у РЖД большие успехи по эргономике новых вагонов», – говорит Александр Тимофеев, доцент кафедры информатики РЭУ им. Плеханова.
Появление полностью отечественных «Ласточек» во второй половине 2023 года означает, что Западу не удалось парализовать российскую железнодорожную сеть в России, а она огромна. Эта история – пример того, когда санкции отлично смотивировали довести дело по замене импорта в «Ласточке» до конца.
Речь идет о локализации «Ласточки» на 99%, и оставшийся 1% – это электронная база. И здесь у России действительно имеются проблемы. Предприятия-производители есть, но их очень мало, и технологическое отставание еще имеется, а на его прохождение требуется очень много денег, не говоря уже о времени. Возможно, здесь может помочь Китай и реэкспорт через третьи страны. «Часть компонентов для данного поезда, вероятно, может быть приобретена в других странах, но не исключено, что их производство тоже может быть налажено в России, если будет поставлена такая цель», – говорит Баранов.
РЖД планируют закупить пассажирские электропоезда «Ласточка» на 67,5 млрд рублей в 2023–2025 годах. В частности, в 2023 году РЖД ждет 23 электропоезда пятивагонной комплектации, то есть 115 вагонов. Об этом говорилось в сентябрьских материалах к проекту скорректированной инвестпрограммы РЖД на три года. До этого РЖД хотели закупить 160 вагонов электропоездов «Ласточка».
По мере развития производства Россия может предложить свой новый продукт на экспорт в ближнее зарубежье, где имеется такая же железнодорожная колея, как и в России. «Продолжение выпуска «Ласточки» позволит предложить поезда другим странам на пространстве 1520 мм, что отвечает задаче по увеличению экспорта сложной продукции и будет способствовать развитию технологий в России», – говорит Баранов.