Товарооборот между Китаем и Россией за январь-октябрь 2022 года вырос на 33% и достиг 153,93 млрд долларов. То есть он уже достиг годового рекордного уровня прошлого года.
Только в октябре торговля составила ближе к 18 млрд долларов. Если такие же объемы прироста сохранятся и в ноябре, и в декабре, то уже по итогам этого года Россия и Китай могут вплотную приблизиться к своей цели в 200 млрд долларов. Ранее достичь такой товарооборот партнеры планировали только в 2024 году. Однако новая геополитическая ситуация открыла возможности сделать это на год, а то и на два раньше.
Что же помогает росту торговли с Китаем? Наибольший вклад внес российский экспорт, который вырос почти на 50% за 10 месяцев года и составил около 95 млрд долларов. Тогда как Китай поставил в Россию намного меньше – лишь 60 млрд долларов. Рост китайского импорта в Россию не такой высокий – лишь 13%.
России удалось так серьезно нарастить экспорт в Китай благодаря увеличению поставок своих энергоресурсов как в физическом, так и в денежном выражении.
«Существенный вклад внесли газ, нефть и уголь. Уголь менее маржинальный товар, и нам приходится его продавать в Китай со скидкой, однако в объемах мы очень сильно нарастили поставки по сравнению с прошлым годом», – говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
В этом году поставки российского угля в Китай выросли с 2,5 млн тонн в феврале до 8,4 млн тонн в августе. В 2021 году поставки в Китай выросли до 53 млн тонн, в этом ожидается больше.
«Китай серьезно увеличил потребление угля, потому что он дешевле, чем газ, и не надо конкурировать с европейцами за доступный СПГ. При этом Китай потребляет сотни миллионов тонн угля, и он с удовольствием ввозил бы еще больше российского угля. И мы могли бы даже удвоить поставки. Но у нас железная дорога не справляется. Она забита нашим углем, инфраструктура не справляется»,
– говорит Юшков.
Что касается газа, то в целом Китай в этом году стал меньше покупать газа, чем в прошлом году. При этом поставки российского газа в КНР рекордно растут. «Китай минимизировал закупки у СПГ-поставщиков, потому что СПГ – это дорого. И нарастил закупки газа у трубопроводных поставщиков – у Туркмении и России, потому что у них цена ниже. У них в контрактах с Китаем цена привязана к нефти, а не к спотовому рынку, как в контрактах на поставки СПГ. Это позволяет Китаю покупать российский газ по «Силе Сибири» по комфортным ценам», – поясняет собеседник.
В итоге эксперт ожидает, что Китай в этом году купит даже больше запланированного объема в 15 млрд кубов. При том, что по плану поставки на китайский рынок и так растут каждый год на 5 млрд кубов.
«С одной стороны, российский газ тоже подорожал, с другой – он стоит для Китая все равно дешевле, чем любой другой газ. Поэтому Китай отбирал по максимуму по нашей трубе. В отдельные месяцы Россия была вообще самым выгодным поставщиком газа в Китай», – отмечает Юшков. Россия при этом зарабатывает и на росте объемов, и на росте стоимости.
Физически Россия могла поставить на китайский рынок еще больше газа, потому что китайская CNPC имеет контракт на покупку 3 млн тонн СПГ с Ямала. Однако, по словам эксперта, все эти объемы шли на европейский рынок, так как китайская компания выступила как трейдер и перепродавала этот газ, зарабатывая на серьезной разнице в цене. Однако Пекин явно намекает на то, чтобы госкомпании завязывали с такой практикой и направляли СПГ на внутренний рынок. Поэтому ситуация может поменяться.
Наконец, Россия нарастила поставки нефти в Китай. «Китайцы не складывают яйца в одну корзину, у них много поставщиков и нефти. Объемы импорта нефти в Китай неравномерные по месяцам из-за вспышек коронавируса и локдаунов. Это повлияло на объемы потребления и спроса нефти. Но благодаря скидке Россия является для него одним из наиболее выгодных поставщиков нефти. Поэтому, конечно, Пекин брал нашу нефть, а маневрировал более дорогой нефтью, то есть сокращал ее закупку», – говорит Юшков.
Россия продолжит и дальше наращивать экспорт своих энергоресурсов в Китай, неплохо зарабатывая. Но здесь возникает много вопросов о перестройке. «Железная дорога уже забита углем, а после ввода эмбарго на нефть в ЕС 5 декабря встанет остро вопрос, а что приоритетней вывозить на Восток – нефть в цистернах или уголь? В чью пользу разрешится этот спор за право перевозки на Восток? И как быстро будет расширена пропускная способность железных дорог на Восток? От этого будут зависеть объемы торговли», – говорит эксперт ФНЭБ.
С другой стороны, к концу года обещают подключить Ковыктинское месторождение к «Силе Сибири», что, вероятно, даст еще больше возможностей для поставок газа в Китай.
При этом газ будет оставаться дефицитным и дорогим продуктом, потому что ввода новых СПГ-заводов в строй в ближайшие годы не ожидается, а потребление растет. Если, конечно, не начнется жесткая глобальная рецессия с резким падением промышленного потребления, считает собеседник.
Самый интригующий момент, что будет с нефтью после 5 декабря, когда будет введено эмбарго в ЕС и России надо будет полностью перейти на азиатские рынки.
«Сколько готов дополнительно взять Китай – непонятно. Но точно будет пытаться выдавить дополнительную скидку, например, не 20, а 30 долларов, в обмен на увеличение объема поставок», – говорит Юшков.
С другой стороны, эксперты ожидают, что и импорт из Китая в Россию начнет набирать еще более ощутимые обороты. «Надежды на импорт из Китая у российского бизнеса намного выше: так, например, полностью не реализован импорт автомобилей из Поднебесной на освободившийся от европейских и американских производителей российский рынок. В дальнейшем мы ожидаем постепенного увеличения экспортных поставок авто из Китая и локализации производств. То же самое можно сказать о китайской электронике», – говорит Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global. По его мнению, разница в объемах импорта и экспорта из Китая в ближайшие месяцы станет сокращаться, но о паритете объемов поставок говорить пока рано.