Экономика

5 июля 2021, 08:30

В России готовят замену второму по популярности самолету

Фото: uwca.ru

Крайне востребованные небольшие самолеты Ан-24 и Ан-26 уже давно морально устарели. Однако замены им до сих пор нет. Поэтому в России планируют создать с нуля современный самолет такого класса – турбовинтовой региональный самолет ТВРС. Удивительно, но его разработкой и производством займется совсем не именитое конструкторское бюро.

Уральский завод гражданской авиации планирует создать собственный турбовинтовой региональный самолет ТВРС.  Вывести его на испытания планируется уже в 2024 году, еще два-три года уйдет на сертификацию – и уже в 2027 году должны начать серийное производство, сообщил директор дивизиона «Самолеты» Уральского завода гражданской авиации Евгений Сергеев.

Время выбрано не случайно: в 2027 году эксплуатация Ан-24 и Ан-26 должна завершиться в гражданской авиации – и летать в регионах с тяжелым климатом будет просто не на чем.

«Этот самолет очень нужен России, потому что Ан-24 уже более 40 лет, а замены ему до сих пор нет. Одно время были попытки приобрести или совместно с иностранцами начать производить подобные самолеты, но не сложилось. В любом случае иностранные самолеты требуют адаптации для работы в непростых климатических российских условиях на Севере, Дальнем Востоке и т. д. Пассажирский Ан-24 и транспортный Ан-26 могут садиться на не очень хороших аэродромах, при низких температурах, на лед, снег, в жижу из грязи.

Нам в региональной авиации нужен такой «Уазик», который везде «проедет», а не автомобиль представительского класса западного образца»,

– рассуждает глава отраслевого агентства «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Почему созданием такого самолета занялась не Объединенная авиастроительная корпорация, а небольшое предприятие – Уральский завод гражданской авиации, который ранее по лицензии выпускал иностранные машины: учебные самолеты Diamond для подготовки пилотов и чешские самолеты Л-410?  

«В свое время ОАК решила, что такие небольшие самолеты ей не интересны, так как они низкомаржинальные. ОАК – это большая промышленная структура с десятками заводов, инфраструктура которой рассчитана на решение другой задачи – развитие больших лайнеров с высокой себестоимостью разработки. ОАК ориентировалась на Boeing и Airbus, которые тоже не делают маленькие самолеты (меньше 100 кресел) из-за невысокой рентабельности. Они отдали их на откуп бразильцам и канадцам. Хотя теперь они подбирают их под себя обратно», – рассказывает Гусаров.

Поэтому в случае успешной реализации проекта самолета ТВРС Уральским заводом, в будущем ОАК может сделать привлекательное предложение его владельцам и купить этот завод.

Роман Гусаров считает, что шансы выстрелить у этого проекта очень высокие. Во-первых, есть готовый рынок под этот самолет. По данным на начало 2021 года, только в России летает около 300 региональных самолетов типа Як-40, Ан-24, Ан-26-100 и Ан-26Б-100. Это 125 штук в коммерческой и госавиации, еще 163 машины на службе Минобороны России, ФСБ и Росгвардии.

Однако авиационный эксперт уверен, что потенциальный спрос на новый самолет взамен Ан-24 в полтора-два раза больше только на российском рынке. Просто сейчас приходится летать на тех машинах, на которых это еще можно делать. Если бы годных для полетов самолетов было больше, то они бы все были востребованы на рынке. «В советские годы Ан-24 и Ан-26 по численности уступали разве что «кукурузникам», – напоминает Гусаров. Поэтому и будущие перспективы для этого самолета огромны. Это все страны бывшего Союза. По словам Сергеева, самолет может быть интересен заказчикам из Казахстана.

А главный конструктор проекта самолета ТВРС-44 Сергей Меренков в интервью «Авиапорту» в апреле говорил, что потенциальными рынками сбыта могут стать страны Африки, Южной Америки, всей Азии и Ближнего Востока. В Сирии, например, эксплуатируется шесть Як-40, давно требующих замены. 

Во-вторых, России по силам создать собственный самолет такого типа. А речь именно об этом, а не о создании самолета на основе чешского прототипа L-610. Проектирование идет полностью с нуля, уверяет Сергеев. Завод пока изучает варианты производства самолета. Но в нем уже точно будет использоваться российский двигатель ТВ7-117.

«У нас все есть для создания такого самолета. Уральский завод уже построил порядка 250 чешских самолетов Л-410. Причем большая часть производства локализована в России. Там наша авионика, вся система управления и многое другое. На подходе отечественный двигатель. Предприятие приобрело необходимые компетенции, взрастило хороших специалистов.

Уральский завод практически на наших глазах превращается в предприятие полного цикла – от ремонта и производства авиационной техники и двигателей до полномасштабной разработки собственного самолета. По сути, мы наблюдаем рождение новой полноценной авиастроительной компании»,

– считает Роман Гусаров.

Стоимость нового самолета называлась ранее в районе 14 млн долларов. На что возник скепсис, что региональный самолет не должен стоить дороже 10 млн долларов, иначе не будет востребован. Однако Гусаров считает, что авиакомпании сейчас обращают внимание больше не на голую цену самолета, а на финансовые условия его покупки: каковы будут ежемесячные лизинговые платежи, какова будет стоимость ремонта, деталей на замену, то есть в целом стоимость владения самолетом. При поддержке государства по субсидированию лизинговых платежей и других льгот, спрос на новый региональный самолет класса Ан-24 будет высокий.

У России уже есть Ил-114, который также создавался на замену Ан-24. «Однако это не совсем аналог Ан-24. Он близок по назначению, но есть важные отличия, которые ограничивают использование Ил-114. Это низкое крыло и низкое расположение двигателей, он больше и тяжелее. А хочется небольшой самолет с высоким крылом, чтобы двигатель находился далеко от земли. Тогда он сможет садиться в любую грязь», – заключает собеседник. 

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Тбилиси начались аресты противников закона об иноагентах
Темы дня

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозные проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Запад ради воровства вступил в конфликт с миллионами российских избирателей

В ЕС обсуждается вопрос непризнания результатов президентских выборов в России 2024 года в ситуации, когда сами россияне сочли их легитимными. Тем самым Запад не только открыто игнорирует избирательные права граждан РФ, но и создает предпосылки для кражи российских активов, считают эксперты.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

В разведке США предположили скорый прорыв ВС России в районе Харькова

Россия добивается прогресса на поле боя с возможностью тактических прорывов на линии фронта в районе Донецка и Харькова, заявила директор Национальной разведки США Эврил Хейнс на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?