Экономика

30 октября 2021, 19:00

Россию завлекают в выгодный бизнес в Афганистане

Фото: Виталий Тимкив/РИА Новости

Проект строительства трансафганской железной дороги переходит на новый этап: российские и узбекские специалисты, которым, видимо, и предстоит построить магистраль, перешли к обсуждению технических параметров. Проект способен глобально перекроить логистическую карту и сократить время доставки грузов из Азии в Европу. Но Афганистан остается нестабильной страной. Стоит ли России ввязываться в этот проект?

На этой неделе Узбекские железные дороги и РЖД договорились начать работы по трансафганской железной дороге Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар. Как сообщает «Sputnik Афганистан», компании уже провели соответствующие переговоры. Стороны, в частности, договорились обменяться техническими и картографическими параметрами между проектными структурами и НИИ. Остается рассчитать пропускную способность, выяснить плюсы и минусы каждого предполагаемого маршрута на афганском участке. Кроме этого, на ближайшее время запланированы переговоры с участием руководства железных дорог России, Узбекистана и Афганистана. Обсуждался вопрос присоединения афганских структур к Совету СНГ по железнодорожному транспорту.

Договоренность о строительстве магистрали была достигнута еще с правительством экс-президента Афганистана Ашрафа Гани, который уже через месяц после этого события бежал из страны в результате вывода американских войск и стремительного наступления бойцов «Талибана*» (запрещенная в РФ экстремистская организация) на Кабул.

Согласно плану, железную дорогу построят с широкой колеей 1520 миллиметров, характерной для экс-СССР, Финляндии и Монголии (ширина европейской колеи составляет 1435 мм). При строительстве самого полотна планируется дополнительно возвести 264 моста, семь тоннелей, 641 водопропускное сооружение. Предварительная стоимость проекта оценивается в 5 млрд долларов, а транзитный потенциал составляет 20 млн тонн грузов. Дорога свяжет Евросоюз, Россию, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и страны Юго-Восточной Азии.

Ранее вице-премьер Узбекистана Сардор Умурзаков говорил, что проект принесет пользу странам Центральной Азии и России, потому что удешевит и ускорит переправку грузов из Индии в Европу. «Это геоэкономический проект, который изменит торгово-экономические отношения на Евразийском континенте. Он позволит в разы повысить транзитный потенциал не только Узбекистана, но и Казахстана, РФ и других стран», – подчеркивал Умурзаков.

В Узбекистане называют эту дорогу «проектом века» и еще весной планировали начать проведение геодезических, гидрогеологических и топографических исследований по будущему маршруту, который диверсифицирует транспортные потоки Центральной Азии. В случае реализации проекта транспортировка товаров из Пакистана в Узбекистан будет занимать не 35 дней, а всего три-пять дней – а это снижение стоимости перевозки грузов почти в три раза. Согласно проекту, афганский участок соединит железнодорожную систему Южной Азии с транспортной инфраструктурой Центральной Азии, СНГ и Евразии.

В экспертной среде сходятся во мнении, что реализация проекта пошла бы на пользу региону, но для этого нужен целый ряд условий. Прежде всего стабильность в Афганистане, который сейчас продолжает лихорадить.

Научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин отмечает, что дорога, если будет построена, соединится с уже существующей инфраструктурой в рамках китайского проекта «Один пояс – один путь». «Таким образом, появится новый выход на Индийский океан и на китайский рынок в том числе», – рассказал Притчин.

По словам эксперта, Узбекистан с 2016 года последовательно реализует развитие транспортных проектов, в частности, железную дорогу в Китай через Киргизию и в Туркменистан, что дает выход на Каспийское море. «Идея проекта трансафганской железной дороги – это глобальное изменение логистической карты», – подчеркнул эксперт.

Узбекистан, добавил собеседник, учитывает факторы смены власти в Афганистане. «Ташкент взвешенно подходит к выстраиванию отношений с талибами, рассчитывая, что они также будут заинтересованы в крупных проектах. Консультации, которые ведутся сейчас, показывают настрой узбекской стороны продолжать работу по развитию этого транспортного коридора, который позволит расширить возможности для Узбекистана, последовательно реализующего модель экономики, ориентированной на экспорт. Она требует новых рынков сбыта, возможностей для доставок товаров за рубеж в разных направлениях», – пояснил Притчин.

Политолог Маис Курбанов дополняет, что Афганистан после строительства дороги не станет всего лишь территорией, по которой идут транзитные грузы. По ней будут вывозиться и полезные ископаемые, которыми богата эта страна. «Новая дорога должна соединиться с другими путями, которые ведут в Китай, Россию, Иран и Персидский залив. Эта дорога жизненно важна для Китая, Пакистана и Индии. Именно в Афганистане находятся большие запасы природных ресурсов, которые могут использоваться при производстве электромобилей. Доставить их оттуда можно только по железной дороге, авиация совершенно непригодна для этого, а вывозить автомобильным транспортом намного дороже», – пояснил Курбанов.

По его словам, запасы природных ресурсов Афганистана оцениваются в триллион долларов, многие государства заинтересованы получить к ним удобный доступ.

«Этот проект не устраивает Запад и Америку. Но они давно проиграли в Афганистане. Поэтому новых конфликтов с их участием не будет

и дорога появится, начнет приносить прибыль», – прогнозирует Курбанов.

Аналитик центра военно-политических исследований МГИМО Шарбатулло Содиков называет экономически выгодным для России прямой железнодорожный путь через Узбекистан в Афганистан, особенно с учетом потенциальной разработки природных ресурсов этой страны. «Но это пока только в теории, я не вижу реальных перспектив в этом направлении, потому что Афганистан сейчас существует как непризнанное государство. Талибы не могут обеспечить стабильность внутри страны, происходят теракты, а в Панджшере продолжается война. В таких условиях никакой инвестор не рискнет вкладываться в Афганистан. Все ограничивается уровнем переговоров и диалога, а реальных инвестиций, кроме гуманитарной помощи, не происходит», – подчеркнул Содиков.

Бизнесу нужны четкие правила игры и его не устроят «суды по закону шариата», пояснил эксперт. «Шариат и бизнес никак не сочетаются. С правовой точки зрения ситуация сейчас не урегулирована. Талибы должны изменить законодательство, но они пока не хотят этого», – напомнил собеседник.

Курбанов, напротив, утверждает, что новые афганские власти приняли светский курс развития государственного управления и хотят налаживать отношения с соседними странами. «В этом деле победят те государства, которые настроены на хорошие отношения с Афганистаном. Говорить с Кабулом иначе, как многие давно поняли, невозможно. Поэтому

Россия имеет шанс получить выгоду от нового проекта больше остальных игроков»,

– считает эксперт.

Содиков добавляет, что «Талибан» действительно готов сотрудничать с Москвой на приоритетных условиях и хочет всячески содействовать интервенции российского бизнеса в страну. «Но пока никто не решается инвестировать. Даже Китай, который заинтересован перекопать весь Афганистан, пока не начинает ничего строить, потому что тоже находится в режиме ожидания», – констатирует Содиков.

Завотделом евразийской интеграции ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев полагает, что для реализации проекта талибы должны укрепить свою власть, потому что до сих пор не исключен сценарий новой гражданской войны и развала Афганистана на части. «При негативном сценарии участие России в этом проекте нецелесообразно. А оптимистичный сценарий пока не очень просматривается. Есть только некие знаки того, что это может быть реализовано. Поэтому на данный момент участие России в трансафганской железной дороге должно быть минимальным», – убежден Евсеев. 

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Текст: Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки
Темы дня

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Кадыров призвал показать Украине и Западу «убийственную мощь» российского оружия

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Россия предупредила США об ударе «Орешника» по Украине за 30 минут

За 30 минут до пуска гиперзвуковой ракеты «Орешник» по Украине Москва предупредила США о нем в автоматическом режиме по линии Российского национального центра по уменьшению ядерной опасности, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

Трамп предложил нового кандидата на пост генпрокурора США

Избранный президент США Дональд Трамп сообщил, что выдвигает кандидатуру бывшего прокурора штата Флорида Пэм Бонди на должность министра юстиции – генпрокурора США после того, как конгрессмен Мэтт Гетц заявил о самоотводе.

Песков: Российские войска выйдут на границы Донецкой области 1991 года

Москва признала ДНР в границах Донецкой области 1991 года, также было принято решение о возвращении республики в состав России в этих границах, российским войскам предстоит выйти на эти границы, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?