Новый вариант решения проблемы украинского долга на 3 млрд долларов предложил замглавы Минфина РФ Сергей Сторчак. Идея такова – продать украинский долг стране, которая находится в хороших отношениях с Украиной. Выкупить этот долг у России можно деньгами или ценными бумагами.
«Чисто теоретически это могут быть и деньги, и ценные бумаги какого-то другого суверена, который готов взять на себя требования на Украину в силу своего особого отношения с Украиной, мог бы быстрее продвинуться в поисках какого-то компромиссного решения. Все-таки нагрузка, связанная с возвратом трех с лишним миллиардов долларов, – существенная нагрузка на любой бюджет. Мы это хорошо понимаем», – заявил Сторчак в эфире радио Sputnik.
Речь идет о суверенных еврооблигациях Украины на 3 млрд долларов, которые были размещены со ставкой купона 5% годовых на ирландской бирже в пользу России в декабре 2013 года. Срок обращения был два года. До конца 2015 года Киев исправно обслуживал долг, однако затем отказался.
Россия изначально пыталась добиться компромисса. В частности, предлагала предоставить рассрочку выплаты долга на три года – по одному миллиарду каждый год. Но Киев отказался. Он хотел реструктуризации долга, как это сделали коммерческие кредиторы. Украина долго пыталась убедить публику, что этот долг перед РФ не суверенный, а коммерческий. Но даже МВФ признал правоту России. Это официальный государственный долг, поэтому к нему нельзя применять условия для коммерческих долгов. Да и в целом Киев не может не платить по этому долгу. Из-за его неуплаты Украина допустила суверенный дефолт. Так как переговоры по этому вопросу зашли в тупик, Россия решила в суде добиваться справедливости. И добилась.
Высокий суд Лондона 29 марта 2017 года обязал Украину выплатить России номинальную стоимость облигаций в 3 млрд долларов, плюс 75 млн долларов в виде купонного платежа, а также насчитал штрафные проценты (каждый день просрочки обходится Киеву в 673 тыс. долларов). Более того, Украина должна возместить России судебные расходы на 2,8 млн фунтов стерлингов.
Киев, конечно, платить не хочет и в июне обжаловал это решение. Слушания в Апелляционном суде запланированы на январь 2018 года. Но шансы, что Киеву неожиданно «простят» этот долг в суде, мизерны. И все же, даже имея на руках решение суда, Россия вряд ли сможет получить эти 3 млрд долларов. Украина может годами оправдываться отсутствием денег.
Перепродажа украинского долга третьему лицу может стать реальным выходом из тупика. Хотя это не совсем стандартная процедура. «Практикуется выкуп долга, его реструктуризация, но не продажа суверенного госдолга третьим лицам. Но, в принципе, это возможно, хотя сопряжено с большими трудностями организационного характера», – говорит первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Сможет ли Россия в этом случае вернуть долг полностью? Или же придется перепродать его с большим дисконтом, учитывая неплатежеспособность должника?
«Поскольку это все-таки прецедент, то трудно предсказать результаты таких переговоров. Но вряд ли Россия будет делать уступку больше, чем 50%. Может быть, будет крупный дисконт по долгу, но на выгодных для России условиях», – предполагает Касьянова.
Возможно, России удастся перепродать долг и без потерь, вернув все 3 млрд, не исключает гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Он предлагал эту идею с перепродажей долга третьей стране еще в 2014 году, когда только начинался весь этот сыр-бор с неоплатой. Единственное, добавляет Охрименко, вряд ли удастся вернуть проценты и штрафы. Кроме того, надо будет заплатить еще минимум 2% от суммы долга за услуги покупателя, ведь бесплатно никто работать не будет.
Впрочем, для России лучше будет продать украинский долг даже с дисконтом. Отношения с Украиной ухудшаются, ее экономика находится в упадке, поэтому шансы на возврат долга в ближайшие годы минимальны, а деньги нам и самим нужны, считает Касьянова.
Остается вопрос – захочет ли кто-то из ближайших союзников Украины заполучить ее долги?
Украинский экономист считает, что проблем с поиском желающих не будет. «Берутся еврооблигации и перепродаются, например, люксембургскому инвестфонду, или ирландскому, или швейцарскому трастовому фонду. Можно за деньги, можно использовать системы взаимозачетов. Главное, что уходят на третий план политические амбиции обеих стран. Остается условный европейский фонд, которые приезжает в Киев и договаривается об условиях оплаты долга. Тогда этот вопрос, думаю, решится. В любом случае, новому кредитору будет проще вести переговоры, потому что не будет политики. А как на этом заработать, они уже сами знают», – говорит Охрименко.
Купить могут как европейские, так и американские финансовые структуры, включая МВФ и ВБ, думает Касьянова. «Этот долг ставит Украину в зависимость от России, а это как раз то, что очень раздражает страну и ее новых друзей», – считает она.
Не рада такому развитию ситуации может оказаться лишь сама Украина. «Она не хочет отдавать долг и прекрасно понимает, что может это делать по политическим мотивам, будучи должна именно России, а не кому-то другому.
Не отдавая этот долг России, Украина может спекулировать, а если это будет другой субъект, то эта спекуляция не удастся»,
– заявил замруководителя Института стран СНГ Владимир Жарихин.
И все же Украина не сможет вечно прикрываться политикой, чтобы не платить 3 млрд долларов России. И подавать постоянно апелляции на решение лондонского суда, чтобы отсрочить неизбежное, тоже не получится. Так или иначе вопрос долга придется решать. Дефолт по суверенным облигациям явно не способствует росту украинской экономики.
Если Киеву не нравится ходить в должниках у «страны-агрессора», ему всего лишь стоит обратиться к своим новым друзьям и уговорить их выкупить долг. Но Украина хорошо понимает, что новые владельцы этих еврооблигаций не будут так щедры, как, например, Россия по отношению к Венесуэле.
Ни США, ни ЕС этот долг Киеву никогда и ни за что не простят. Наоборот, они согласятся пойти на такой шаг, только будучи уверенными в своей реальной коммерческой выгоде.