Правительство утвердило приватизацию 10,9% акций (пакет в 802,781 млн акций) компании АЛРОСА по цене 65 рублей за одну бумагу. Соответствующий документ опубликован на официальном сайте Кабинета министров в понедельник.
Это была первая большая сделка после долгого перерыва и в условиях санкций. Это ориентир для дальнейших сделок по приватизации
Бюджет получит 52,2 млрд рублей от продажи 10,9% акций АЛРОСА, заявил глава Росимущества Дмитрий Пристансков. «Причем сделка была совершена с минимальным по рыночным параметрам дисконтом», – добавил он.
«Размещение АЛРОСА произошло быстро и успешно. Мы увидели, что качественная компания может размещаться успешно в любое время», – считает глава Московской биржи Александр Афанасьев, передает ТАСС.
Сделка прошла на прошлой неделе, сегодня объявлены итоги. В четверг Sberbank CIB (организатор) объявил о начале ускоренного формирования книги заявок на участие в продаже 10,9% АЛРОСА. В этот же день книга заявок была полностью собрана, то есть спрос инвесторов, желающих купить акции компании, сравнялся с предложенным объемом. В пятницу, 8 июля, спрос инвесторов превысил предложение.
«Спрос получился очень диверсифицированный», – рассказал и. о. главы «Сбербанка КИБ» Игорь Буланцев. «Мы не можем раскрывать конкретные имена, но по структуре спроса приблизительно одна треть пришлась на российских участников, одна треть – на европейских инвесторов, чуть больше – на азиатских, и порядка 5% плюс-минус на американских инвесторов», – отметил он, добавив, что в основном это долгосрочные инвесторы.
По данным источника «Интерфакса», изначально среди долгосрочных инвесторов, давших предварительное согласие на участие в SPO АЛРОСА, присутствовали американские Oppenheimer и Lazard, вошедшие в капитал компании в ходе IPO в конце 2013 года. Однако в итоге Oppenheimer в сделку не вошел.
Впрочем, в российском правительстве не больно и рассчитывали на американцев. «Мы привлекли к этой сделке через РФПИ серьезных инвесторов – это ближневосточные фонды», – считает первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Мы понимаем, что со стороны США было не так много заинтересованности в этой сделке. Мы к этому относимся спокойно», – добавил он.
Инвесторы предлагали за приватизируемые акции АЛРОСА цену от 60 и выше, рассказал руководитель управления рынков капитала департамента глобальных рынков Sberbank CIB Антон Мальков.
«Мы выходили в рынок без ценового ориентира и предлагали инвесторам самим определить комфортный для них уровень. Была достаточно широкая дисперсия того, кто чего хочет. Кто-то низко, кто-то высоко бидовал (выставлял заявку на покупку). Было по-разному. То, что был какой-то диапазон, как писали в прессе (62,5–65 рублей за акцию), – такого не было. Заявки гуляли в диапазоне от 60 рублей за акцию и выше чем 65 рублей за акцию. Одна заявка была по цене 68 рублей. Никакого ценового ориентира не было. Мы просто хотели понять, где рынок, и потом двигаться дальше», – сказал он.
Полученные 52,2 млрд рублей необходимы для пополнения растущего дефицита бюджета. Продажа акций АЛРОСА важна и для рынка. «Это была первая большая сделка после долгого перерыва и в условиях санкций. Это ориентир для дальнейших сделок по приватизации», – говорит Марк Гойхман из ГК TeleTrade.
Доля РФ в компании снижается с 43,9% до 33%. Однако еще 25% плюс одна акция принадлежит Якутии (Республики Саха), которая не собирается приватизировать свой пакет. Таким образом, в сумме государство сохраняет контроль в АЛРОСА. Еще 8% акций принадлежит якутским улусам (муниципальным районам), их отчуждение невозможно в соответствии с законодательством республики.
Напомним, что осенью 2013 года прошло IPO компании на Московской бирже. Тогда РФ и Якутия продали по 7%, еще 2% реализовала структура самой алмазодобывающей компании. Акции были размещены по 35 рублей, вся компания оценена в 258 млрд рублей. Теперь же актуальная капитализация АЛРОСА – свыше 500 млрд рублей.
В целом эксперты считают, что сделка прошла удачно. «Размещение акций АЛРОСА прошло довольно успешно на фоне недавних потрясений, связанных с выходом Великобритании из Евросоюза и коррекции цен на нефть. 65 рублей, именно такой оказалась цена размещения, близка к текущим котировкам. Цена на закрытии торгов в пятницу составила 67,55 рублей», – говорит вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер.
«Дисконт цены размещения к рыночным котировкам на дату объявления о сделке составил около 5%, что в целом меньше, чем в предыдущих сделках SPO на российском рынке в 2014–2015 гг.», – отмечают аналитики Райффайзенбанка.
«Книга заявок была существенно переподписана, то есть спрос значительно превысил предложение и при этом был диверсифицированным по географии. Объем акций, купленных российскими, азиатскими и европейскими инвесторами, был примерно одинаковым», – добавляет Роберт Новак из MFX Broker. Всего было подано примерно 100 заявок от различных инвесторов из Европы, США, Азии и России.
По ВТБ мы думали, что возможна сделка в течение 2016 года. Затем консультировались и решили, что это не лучшее время
Конечно, если бы не санкции, спрос был бы в несколько раз выше, полагает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс». Однако в текущих условиях бюджет получит от сделки 52,2 млрд рублей – на сколько практически и рассчитывало изначально государство. Министр финансов должен быть доволен, считает Вернер.
Важно, что эта сделка создает задел для успешной реализации дальнейших планов по приватизации. «Данное размещение показывает тем иностранным инвесторам, которые колеблются в вопросе, стоит ли инвестировать в российские активы, что спрос на российские бумаги есть. И если не воспользоваться существующей благоприятной возможностью, то ею воспользуются другие», – считает Роберт Новак из MFX Broker.
Правда, в целом план приватизации эксперты считают оптимистичным. «Мы считаем, что сделка по АЛРОСА была самой простой с точки зрения исполнения благодаря существующему листингу и уникальному инвестиционному профилю компании», – отмечают аналитики Райффайзенбанка.
После закрытия сделки Алексей Улюкаев подтвердил прогноз поступлений от приватизации в этом году в размере 1 трлн рублей. Дефицит федерального бюджета на этот год как раз оценивается в 900 млрд рублей. Государство планировало в 2016 году продать также пакеты Башнефти, Совкомфлота, Роснефти и ВТБ. Игорь Шувалов сообщил, что сделки по приватизации Башнефти и Совкомфлота на подходе, но продавать госпакет ВТБ в этом году правительство отказалось.
Что касается Башнефти, то Министерство экономического развития работает с тремя заявками на участие в приватизации компании – от ЛУКОЙЛа, «Независимой нефтяной компании» (ею руководит экс-глава Роснефти Эдуард Худайнатов) и малоизвестной компании «Татнефтегаз». При этом Шувалов не исключает из списка потенциальных претендентов на Башнефть компанию «Роснефть».
Вернер считает, что приватизация АЛРОСА проторит дорогу для других компаний: следующий реальный кандидат – Башнефть. При этом он не исключает, что остальные сделки по Совкомфлоту, ВТБ и Роснефти могут все же не состояться.
Ключевой задачей, считает Вернер, является продажа 19,75% акций Роснефти, за которые госказна может получить как минимум 700 млрд рублей без премии за контроль. «За Башнефть сегодня можно выручить более 4,5 млрд долларов (290 млрд рублей), но возможно, что будет реализовано не 75, а 50% голосующих акций, что сильно снизит интерес некоторых претендентов, в частности ЛУКОЙЛа», – говорит Ващенко. За пакет Совкомфлота (25%) государство планирует получить 25 млрд рублей.
Перенос приватизации из-за неудачной рыночной конъюнктуры также нельзя исключать. «Планка доходов в 1 трлн рублей до конца года представляется все же завышенной. Для этого нужно продавать бумаги по максимальной оценке, но скептичный рынок всегда предпочитает дисконты. Кроме того, до конца года осталось не так много времени, и если на рынок поступит сразу много крупных предложений, это может снизить цены акций», – считает Марк Гойхман.
Вот если цены на нефть стабилизируются выше 50–51 доллара за баррель, инфляция снизится до 5–6%, тогда возможно улучшение конъюнктуры на российском фондовом рынке, особенно для нефтяных компаний – Башнефти и Роснефти.
«У правительства есть аппетиты – выручить минимум 500 млрд рублей, но пока есть резервный фонд, есть и пространство для маневра. Если дефицит бюджета будет расти, то приватизацию придется ускорить. А если цена на нефть будет подниматься, то логично и отложить продажу крупных активов до лучших времен», – считает Ващенко.