Экономика

15 марта 2016, 20:20

Новый глава АвтоВАЗа должен исправить ошибки старого

Фото: Пресс-служба"АвтоВАЗа"/ТАСС

Вернуть российских поставщиков для автомобилей Lada – такова основная задача нового главы АвтоВАЗа Николя Мора. Закупка комплектующих за доллары и евро предыдущим руководителем Бу Андерссоном в условиях девальвации убила финансовую состоятельность завода. Впрочем, одну из важнейших задач, с которой не справился Андерссон, решать новому главе не доверят.

Новым президентом АвтоВАЗа вместо Бу Андерссона назначен Николя Мор, который последние два года возглавлял бизнес Renault в Румынии и был президентом румынского завода Dacia. Решение вступает в силу с 4 апреля.

На момент прихода Андерссона на АвтоВАЗ убыток был 7,9 млрд рублей по итогам 2013 года. За два года убыток вырос почти в десять раз

От нового руководителя российского автогиганта ждут, скорее, не изменения политики, а четкого ей следования. Главные задачи, которые ставятся перед Мором, прямо коррелируют с теми ошибками, которые вменяются в вину Андерссону основными акционерами АвтоВАЗа – госкорпорацией «Ростех» и альянсом Renault-Nissan.

Так, глава Ростеха Сергей Чемезов обозначил следующие три цели для Мора: «создать высококонкурентный продукт, увеличить долю рынка, а также обеспечить эффективный процесс загрузки российских производств компонентной базы». «АвтоВАЗ в этом плане является стимулом для развития сотен других предприятий страны», – заявил он. Чемезов рассчитывает, что Мор, в отличие от Андерссона, с этими задачами справится.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров обозначил ключевой задачей нового главы АвтоВАЗа ориентацию на российских, а не иностранных поставщиков комплектующих. «Для того чтобы снизить максимально расходы и себестоимость производства автомобилей», – сказал он.

За два года работы на АвтоВАЗе, по данным российских СМИ, Бу Андерссон умудрился вызвать гнев обоих акционеров завода – и российского, и иностранного. Но если французско-японская группа публично не стала озвучивать огрехи Андерссона, то Сергей Чемезов позволил себе прямо объяснить недовольство акционеров.

Андерссон на своем посту справился, пожалуй, только с вводом новых моделей. При нем даже с опережением изначальных планов в свет вышли две серийные модели Lada X-Ray и Lada Vesta. Но Чемезов внес ложку дегтя и в этот положительный момент: заделы были сделаны предыдущей командой Игоря Комарова, а Андерссон лишь запустил модели в серию, заявил он недавно в интервью ТАСС.

При этом добиться 20% доли АвтоВАЗа на российском рынке он не сумел. Более того, Чемезов открыто обвинил Андерссона в том, что АвтоВАЗ получил в 2015 году огромный убыток в 74 млрд рублей по МСФО, а также отрицательный денежный поток. В отчетности говорилось, что АвтоВАЗ не в состоянии обслуживать долг и продолжать операционную деятельность, нужна поддержка акционеров.

Для сравнения: на момент прихода Андерссона на АвтоВАЗ убыток был 7,9 млрд рублей по итогам 2013 года. За два года убыток вырос почти в десять раз. Renault-Nissan теперь срочно решают, как реструктуризировать долги завода, чтобы не допустить дефолта.

Одна из главных ошибок Андерссона – в пренебрежительном отношении к российским поставщикам комплектующих. Новую модель Lada X-Ray изначально должны были делать на российской платформе, но Андерссон решил иначе и использовал платформу альянса Renault-Nissan. Это не только накладывает некоторые обязательства по уплате роялти и ограничения на экспорт. Самое главное, что Андерссон начал закупать импортные комплектующие вместо российских, что в условиях девальвации рубля привело к тому, что вазовские модели продаются ниже их себестоимости. Отсюда и огромные убытки.

#{image=949751}«Он пошел по самому легкому пути – заключил договоры с поставщиками Renault и Nissan, где есть отлаженная система производства и поставок. Андерссон считает, что у российских поставщиков плохое качество продукции, но я ему всегда говорил – с ними нужно работать и заставлять работать их самих, помогать им привлекать тех же иностранных партнеров для создания в России совместных производств. Но он не прислушался к моим советам, и в результате кончилось тем, что сегодня мы имеем убытки на АвтоВАЗе в 74 млрд рублей. А серьезная доля этого убытка вызвана закупками комплектующих», – объяснял ранее Чемезов.

Бу Андерссон потом ответил главе Ростеха на его претензии. Российские комплектующие для автомобилей Lada якобы росли в цене вдвое быстрее, чем иностранные автокомпоненты, написали «Детали», процитировав его слова на собрании трудового коллектива автозавода. В пресс-службе АвтоВАЗа потом пояснили, что имел в виду Андерссон. Компоненты от российских поставщиков все же дорожали умеренно по сравнению с иностранными деталями. Но в финансовом выражении затраты на российских поставщиков были выше, чем на иностранных, потому что их доля в портфеле АвтоВАЗа преобладает. 

Между тем только в новом автомобиле X-Ray, который собирается из 1800 деталей и имеет примерно 250 поставщиков, уровень локализации составил лишь 50%.

Также Андерссона упрекают в том, что большим убытком для завода обернулся экономически неоправданный перенос производства Lada Vesta с АвтоВАЗа на «Ижавто». 

Не менее важной претензией к Андерссону стало и то, что он с легкостью продолжил увольнения на АвтоВАЗе, при этом совершенно не позаботившись о дальнейшей судьбе тольяттинцев, оказавшихся на улице. Тогда как завод является градообразующим предприятием, и государство не может позволить главе завода пренебрегать социально значимой ролью АвтоВАЗа. Тот же Комаров (предыдущий глава) тоже уволил десятки тысяч человек, но по согласованию с РФ и при реализации совместной с областью программы переквалификации бывших сотрудников завода.

Впрочем, заниматься социальной стороной завода Мор, судя по всему, не будет. Перед ним такой задачи не поставили ни Чемезов, ни Мантуров.  Источник «Интерфакса» уверяет, что на «АвтоВАЗе будет введена должность ответственного за связи с органами государственной власти в части социальной политики». Если это так, то доверия к иностранному менеджменту у российских властей явно поубавилось.

Хотя, учитывая авторитарный характер и стиль работы Андерссона, его сменит, судя по всему, вполне покладистый француз. 56-летний Мор – инженер, получивший также степень MBA. Начинал он карьеру у производителей автокомпонентов – Valeo и Faurecia. В моделях АвтоВАЗа используются детали этих поставщиков. Работать в Renault начал с 2000 года. Сначала занимался закупкой автокомпонентов, потом отвечал за качество продукции, а с 2008 года обосновался в Румынии на заводе Dacia. Два последних года Мор возглавлял бизнес Renault и Dacia в Румынии. В заслугу ему ставят запуск новых поколений машин Dacia.

«Как менеджер Мор человек уважаемый, но потянет ли он российскую специфику – вопрос, – отмечал источник «Ведомостей», близкий к АвтоВАЗу. – У нас в стране слишком много дополнительных факторов, которые западный бизнесмен в расчет обычно не берет: это и социальные вопросы, и пожелания правительства больше взаимодействовать с местными поставщиками».

В случае с румынской Dacia Мору на руку была близость Турции с ее развитой автокомпонентной отраслью, в России же с учетом дороговизны импорта придется взращивать панель локальных поставщиков, считает собеседник «Ведомостей». А чтобы обеспечить больший объем заказа и, соответственно, получить более низкую цену, Renault-Nissan важно наладить экспорт автокомпонентов из России в другие страны – на заводы альянса и вторичный рынок.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

СМИ: Турция прекратила торговые связи с Израилем
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

В МИД допустили связь высказываний Макрона с днями недели

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Блиновская решила заявить о банкротстве

Обвиняемая в неуплате более 900 млн рублей налогов блогер Елена Блиновская решила попросить Арбитражный суд Москвы признать ее банкротом, следует из данных Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области Дюминым

Президент России Владимир Путин назвал впечатляющим рост промышленности Тульской области, а также похвалил регион за активное развитие строительного сектора и успехи в других сферах. Об этом он заявил на встрече с тульским губернатором Алексеем Дюминым.

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено заместителю командующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

В Германии решили сэкономить на выплатах украинским беженцам

Министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрманн предложил изменить механизм выплаты пособий беженцам с Украины, что позволило бы Германии экономить 840 млн евро в год.

Китай обвинил США в расширении военной мощи в космосе

Китай решительно отверг обвинения США в разработке противоспутникового оружия, назвав их ложными и провокационными. Пекин указал, что США сами являются большой угрозой космической безопасности, заявили в МИД КНР, комментируя заявления Пентагона.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?