C начала января нефть марки Brent уже подешевела на 17,5%, марки WTI потеряла 16,6%. На вчерашних торгах Brent опускалась до 31,17 доллара за баррель, падая на 6% относительно закрытия торгов в пятницу. Во вторник мировые цены на нефть продолжили падение и вплотную подошли к психологически важной отметке в 30 долларов.
А что если картель неожиданно снизит квоты на добычу нефти? Мало кто знает, какие сценарии действительно будут разыграны в 2016 году
Утром во вторник Brent снижалась на 2,4% и была ниже 30,8 доллара за баррель, WTI опускалась на 2,3% – до 30,67 доллара за баррель. Однако нефть пока не стала с ходу пробивать круглый уровень и попыталась скорректироваться в район отметки 31 доллар за баррель. Ближе к 14.30 мск Brent вернулась к 31,56, а WTI – к 31,26.
Курс доллара к рублю на Московской бирже на открытии торгов во вторник сначала даже превысил 77-рублевую отметку, что произошло впервые с 16 декабря 2014 года. Курс евро подскочил до 83,85 рубля. Однако уже к 10.15 мск доллар и евро начали сокращать рост, к 14.30 мск доллар был уже 76,3, евро – 82,8 рубля. Рубль сумел отыграть утраченные позиции и выйти в плюс к уровням предыдущего закрытия.
Между тем три крупнейших инвестиционных банка – Morgan Stanley, Goldman Sachs и Citigroup – считают, что нефть может вскоре опуститься ниже 30 долларов за баррель и даже снизиться до 20 долларов за баррель.
На рынок нефти по-прежнему давят такие факторы, как замедление экономического роста Китая (крупнейший импортер нефти), девальвация юаня, рост запасов нефти и бензина в хранилищах, демпинг со стороны Саудовской Аравии и отказ ОПЕК снижать квоты на добычу.
Доллар выше 80 рублей
При текущих котировках нефти рубль уже должен торговаться выше 80 за доллар, отмечает аналитик Промсвязьбанка Алексей Егоров.
Финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич не исключает, что снижение нефти ниже 31 доллара за баррель все же спровоцирует очередную распродажу рубля и отправит доллар даже выше 80 рублей.
«Такие уровни на короткое время достигались на ММВБ только однажды – в середине декабря 2014-го. Тогда обвал рубля носил панический характер, а потому ЦБ предпринимал ответные шаги по ужесточению денежно-кредитной политики, повышая ставку и предоставляя аукционы валютного репо», – напоминает аналитик. Но на этот раз ЦБ РФ вряд ли будет так действовать, считает он.
«Если по нефти это не паника, то состояние, близкое к ней. В то же время рубль пока не имеет внутренней силы для роста в отрыве от фундаментальных данных, поэтому продолжит скользить вниз в ближайшее время. В этих условиях евро/рубль способен подняться к 87 в случае преодоления 80 за доллар», – делает прогноз финансовый аналитик.
Падение рубля вновь перечеркивает планы замедления инфляции, поэтому ЦБ, вероятно, отложит смягчение денежно-кредитной политики, которое в других условиях помогало бы восстановлению экономики, а сейчас лишь оказало бы дополнительное давление на российскую валюту, отмечает Купцикевич.
Однако Алексей Егоров считает, что новость о возможном секвестре бюджета РФ приблизительно на 700 млрд рублей может компенсировать часть потенциального ослабления рубля, который при текущих котировках нефти должен торговаться выше 80 рублей за доллар.
Секвестр бюджета на 10%
Осведомленный федеральный чиновник сообщил ТАСС, что Минфин уже в первом квартале 2016 года может пересчитать бюджет РФ с учетом более низких цен на нефть после согласования макроэкономического прогноза с Минэкономразвития.
По его данным, Минэкономразвития и Минфин уточнят прогноз по ценам на нефть, который ляжет в основу поправок к бюджету-2016, ближе к середине – концу первого квартала. В настоящий момент идет активная работа над новым ориентиром по цене.
Бюджет-2016 сверстан с дефицитом в 3% и исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в 50 долларов за баррель, среднегодового курса 63,3 рубля за доллар и роста экономики на 0,7%. Urals торгуется с дисконтом к Brent, поэтому находится сейчас даже ниже 29 долларов за баррель.
Стрессовый сценарий Центробанка исходит из цены на нефть в 35 долларов за баррель (по году). Глава Минфина Антон Силуанов ранее не исключал, что правительство подготовит обновленный сценарий вблизи этой оценки. В случае негативного развития экономической ситуации расходы бюджета-2016 могут быть сокращены на 10%. Также правительство в декабре подготовило ряд мер по увеличению доходной части бюджета, одной из которых является расширение программы приватизации (за счет Роснефти в том числе), говорил Силуанов.
Таким образом, правительство России может уже второй год подряд начинать с 10% сокращения бюджета из-за падения цен на нефть.
Доходы бюджета предполагаются в размере 13,738 трлн рублей (17,5% ВВП), расходы – до 16,099 трлн рублей (20,5% ВВП). Дефицит бюджета составит 2,36 трлн рублей, или 3% ВВП.
«На первый взгляд, действия властей абсолютно логичны. Чтобы сбалансировать бюджет, правительство вынуждено девальвировать рубль и тратить финансовые резервы, которые не безграничны. При этом для балансировки бюджета можно не только искать дополнительные доходы, но и сокращать расходы», – говорит директор аналитического департамента Альпари Александр Разуваев.
Однако, с другой стороны, считает эксперт, российское правительство рискует повторить ошибку реформаторов 90-х, которые находились в плену книжных монетаристских догм. «Сокращение бюджетных расходов ведет к падению внутреннего спроса, который и без этого остается сейчас слабым. Падение внутреннего спроса ведет к новому падению экономики и, как следствие, к новому сокращению доходов бюджета. Далее по спирали», – объясняет Разуваев. Поэтому, по его мнению, правительству следует, наоборот, наращивать расходы, чтобы поддержать экономику, а умеренный рост инфляции в этом случае будет разумной платой за стабилизацию ситуации в реальном секторе экономики.
Нефть по 10 долларов?
На самом деле, никто не может точно спрогнозировать, что будет с нефтью. Одни считают, что пока нет факторов для укрепления нефти, другие так или иначе ждут отскока уже в этом году.
«ОПЕК не хочет снижать квоты на добычу нефти. На нефтяном рынке преобладают «медвежьи» настроения. ФРС США начала повышать ставки. Вроде бы сейчас нет сигналов к повышению. Но что будет, если китайский фондовый рынок неожиданно для всех прекратит падать и начнет показывать положительную статистику? Пока статистические ведомства участвуют в валютных войнах и манипулируют рынками, постоянно корректируя предыдущие значения, безоговорочно верить статистическим данным не стоит. Так что все возможно», – считает аналитик Альпари Владислав Антонов.
«Сейчас страны, входящие в ОПЕК, борются за свои доли рынка и вытесняют конкурентов. А что если картель неожиданно снизит квоты на добычу нефти? Мало кто знает, о чем действительно ведутся переговоры в кабинетах и какие сценарии действительно будут разыграны в 2016 году. Зато мы знаем, как работает рынок: 5–10% игроков забирают деньги у остальных 90–95%. Чтобы крупным игрокам перевернуться, они должны продать все толпе. Для этого СМИ нужно создать информационный фон, чтобы 90% поверили в то, что нефть упадет до 10 долларов», – рассуждает Антонов.
Тем временем президент ОПЕК и министр нефти Нигерии Эммануэль Ибе Качикву во вторник уже высказался за созыв внеочередного заседания организации в начале марта, пишет Agence France-Presse. «Нынешние цены диктуют необходимость встречи», – сказал председатель ОПЕК. «Мы говорили, что если цена на нефть достигнет 35 долларов за баррель, мы будем рассматривать возможность проведения внеочередного заседания», – заявил Качикву, отметив, что с призывом провести внеочередную встречу к нему обратились «некоторые члены ОПЕК». По его словам, главные цели встречи – пересмотреть ценовую политику и в случае необходимости изменить стратегию деятельности картеля.
Между тем прошлое заседание ОПЕК в декабре лишь подхлестнуло снижение цены на нефть: хотя ОПЕК и не изменила квоту на добычу в 30 млн баррелей, она сохранила фактическую добычу на уровне на 1,5 млн баррелей выше квоты на фоне уже имеющегося переизбытка сырья на мировом рынке.
Если вспомнить 2008 год, когда цены на нефть обвалились, то в отличие от текущей ситуации, они куда быстрее пошли вверх. И этому способствовала именно ОПЕК, которая пошла на снижение добычи. На этот раз экспортеры организации ведут себя совершенно по-другому. В итоге нефтяной рынок за два года пережил несколько попыток подняться, но заканчивались они каждый раз новым обвалом и новыми минимумами.
Более того, на рынок хочет вырваться Иран, которому долгие годы санкции не позволяли экспортировать добываемую нефть, которая складировалась в хранилищах. Какова реальная ситуация с месторождениями и буровыми в стране, никто за пределами страны не имеет понятия. Поэтому не до конца понятно, как много инвестиций и времени надо Тегерану для наращивания объемов добычи. Однако Иран очень быстро сможет вывалить на экспорт всю ту нефть из хранилищ, которая накапливались в последние годы. В условиях уже имеющегося переизбытка предложения этого может быть вполне достаточно если не для обвала, то для удержания низких цен на топливо.
С другой стороны, американские нефтяные компании, которым пророчили массовый уход еще в 2015 году, могут наконец уйти с рынка. The Wall Street Journal со ссылкой на экспертов пишет, что треть американских нефтяников ждет банкротство, если уровень цен на нефть сохранится на низком уровне. Однако произойдет это не сразу, а ближе к середине 2017 года. Некоторые компании смогут сохранить активность при цене в 50 долларов за баррель, сообщает издание.
По данным юридической фирмы Haynes & Boone, на которое ссылается WSJ, более 30 небольших американских нефтяных компаний уже заявили о своем банкротстве. Их суммарный долг составляет около 13 млрд долларов. По данным газеты, североамериканские производители нефти и газа в условиях текущих цен теряют около 2 млрд долларов каждую неделю.
По мнению экспертов, ряд американских нефтегазовых компаний в текущем году ожидает крупнейшее с 1980-х годов сокращение бюджетов. Нефтегазовым компаниям, которые имеют большие долги, приходится поддерживать прежние объемы добычи нефти. Так, нефтяные компании Sandridge Energy, Energy XXI и Halcon Resources потратили более 40% своей выручки за третий квартал 2015 года на оплату процентов по своим долгам.
Банковские регуляторы США увеличили оценку объема «низкокачественных, сомнительных или убыточных» кредитов в пять раз – до 34,2 млрд долларов или 15% от общей величины портфеля. При этом в 2014 году этот показатель составлял 6,9 млрд долларов или 3,6%, пишет газета.