Проект газопровода «Северный поток – 2» может получить одобрение Брюсселя, несмотря на политические споры вокруг Украины, предположил в среду глава австрийской нефтегазовой компании OMV Райнер Зееле.
Я всегда был сторонником трех ключей, считал, что с Украиной можно договориться, только взяв ее в клещи вместе с Германией, с Европой целиком
«Это общеевропейский проект, и я рассчитываю, что, несмотря на сохраняющиеся политические разногласия вокруг ситуации на Украине, он получит поддержку Европейской комиссии», – сказал он, выступая в Вене. Зееле подчеркнул, что «Северный поток – 2» необходим для повышения стабильности энергопоставок, передает ТАСС. Он напомнил, что подписанный с Газпромом меморандум о сотрудничестве предполагает не только участие австрийской компании в проекте, а также ее возможное вхождение в разработку Уренгойского месторождения.
«Мы хотим создать настоящее партнерство: от добычи в Сибири до транспортировки в Евросоюз», – сказал Зееле. Он также заверил, что иранский газ не сможет стать альтернативой российскому, так как для этого отсутствует необходимая инфраструктура. «Австрийский нефтегазовый концерн OMV намерен сделать ставку на российский газ. Мы заинтересованы в том, чтобы газ добирался до австрийского распределительного центра в Баумгартене», – добавил Зееле.
Как известно, Газпром в июне подписал не только с OMV, но и с голландско-британской Shell и немецкой E.On меморандум о строительстве двух новых ниток газопровода, которые позволят дополнительно поставлять до 55 млрд кубометров газа напрямую в Германию. В конце июля Газпром подписал аналогичный меморандум и с немецкой BASF/Wintershall.
В начале августа Reuters сообщило о том, что в ближайшее время к проекту присоединится французская компания Engie. Как констатировало издание «Ведомости», после подключения Wintershall и возможного присоединения Engie можно будет окончательно говорить о формировании российско-европейского консорциума. Предварительная стоимость проекта – 9,9 млрд евро.#{smallinfographicleft=742062}
Как известно, Газпром пообещал не продлевать транзит газа через Украину после 2019 года ни при каких условиях. Как раз «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» анонсированы в качестве вариантов обхода ненадежного во всех отношениях транзитера.
Однако в середине июля вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергосоюза Марош Шефчович обвинил Москву в том, что ее новые проекты могут повредить интересам Украины. «Строительство Россией новых газовых трубопроводов имеет под собой цель сделать украинскую транзитную систему менее актуальной или прекратить поставки через Украину полностью, что несет негативные последствия для энергобезопасности Европы», – сказал еврокомиссар.
Новые проекты никак не могут быть подобной угрозой, поскольку Россия является гарантом безопасности поставок энергоресурсов в Европу, возразил ему заочно министр энергетики Александр Новак, пообещав позднее обсудить с Брюсселем «непонятное» заявление Шефчовича.
Ранее Новак подчеркивал, что на прокладку «Северного потока – 2» не требуется согласия Еврокомиссии, достаточно ее просто уведомить. «Надо, чтобы этот консорциум потом отправил заявку сетевому ведомству Германии на подключение к инфраструктуре», – пояснял министр.
На Болгарию давить можно, на Германию – нет
Эксперты также говорят, что согласия Брюсселя не потребуется. Как и в прошлый раз, со строительством «Северного потока – 1», потребуется лишь разрешение тех стран, в акватории которых пройдет строительство: это Финляндия, Швеция, Дания и, разумеется, сама Германия. Консультант Газпрома по европейским вопросам, научный директор Германо-российского форума Александр Рар уверен, что Берлин даст свое согласие.
«Еврокомиссия может заблокировать «Северный поток – 2» только в том случае, если проект нарушает положения Третьего энергопакета, – пояснил газете ВЗГЛЯД Рар. – Вот «Южный поток» она смогла остановить, надавив на Сербию, на Болгарию. «Вы недавно вступили в Евросоюз? А вы хотите вступить в Евросоюз? Значит, вы должны играть по нашим правилам. Значит, нельзя разрешать Газпрому строить за свой счет трубы». Однако оказать такой же нажим на Германию Брюссель уже не сможет, поэтому решающей, по мнению эксперта, будет позиция Берлина.
«Я так понимаю, что газ по третьей и четвертой нитке будет доставляться только до границы Германии, а что с ним будет дальше – это уже дело Евросоюза. Такой вариант вполне соответствует Третьему пакету», – сказал Рар.
Что будет, когда труба выйдет из воды
«Зато потом встанет другой, более сложный вопрос: как потом этот газ будет дальше прокачиваться через Германию, через всю Европу на запад и юг?» – риторически спросил Рар.
«На подводную часть газопровода разрешение Брюсселя действительно не понадобится, – подтвердил газете ВЗГЛЯД аналитик консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин*, – зато оно понадобится на наземную часть – на расширение действующих трубопроводов уже по территории самого Евросоюза».
Европейский регулятор должен подтвердить разрешение немецкого регулятора, пояснил эксперт.
«Более того, по решению Европарламента у представителей Еврокомиссии есть право присутствовать на всех переговорах, которые еще только будут вестись по этому поводу со страной-поставщиком. Они должны проследить, чтобы все решения соответствовали Третьему энергопакету», – сказал Крутихин.
В отличие от Рара, он вообще сомневается в готовности Берлина принять новые нитки «Северного потока». Он напомнил, что несколько лет назад канцлер Ангела Меркель уже заявила, что у Германии нет необходимости в расширении «потока».
«Почему же иностранные компании охотно подписали меморандумы о создании «Северного потока – 2»? Во-первых, это ни к чему их не обязывает. Во-вторых, в «Северном потоке» участники консорциума, который распоряжается его подводной частью, получают гарантированную прибыль и возмещение своих инвестиций. То есть без оглядки на то, какие физически объемы транспортируются. Даже когда заполнена она была всего на 20 процентов, Газпром платил им полностью. Это чрезвычайно выгодное вложение денег», – пояснил Крутихин.
«Господин Зееле просто выражает мнение, что если Газпрому самому удастся пробить в Брюсселе такой проект, то австрийская компания с удовольствием поучаствует», – пояснил он.
Депутат Госдумы, бывший глава энергетического комитета нижней палаты Иван Грачев («Справедливая Россия») считает высокими шансы добиться согласия Брюсселя на проект – до 90%. «Европа в любом случае нуждается в 160 млрд кубометров из России. И если Украина в зоне риска, а по Южному и «Турецкому потоку» в любом случае ясности нет, то, конечно, они должны приветствовать альтернативные варианты, которые выходят на Германию», – сказал Грачев газете ВЗГЛЯД.
«Европа в любом случае будет заинтересована в российском газе – все эти солнечные зайчики, ветряные мельницы уйдут. Сланцевый газ – это утопия», – считает депутат.
Украина – не самостоятельный игрок
Однако Крутихин считает, что строить новый трубопровод нет смысла. «Там нет спроса. На том конце «Северного потока» отказались от российского газа Великобритания, Бельгия, Дания, а Франция согласилась только на 1,5 млрд кубометров», – отметил эксперт. К тому же, избавиться от украинского транзита, по его мнению, все равно не получится.
Грачев тоже полагает, что «Северный поток – 2» не избавит Москву от необходимости транзита через Украину. «Даже если там добавят еще 50 млрд кубометров, то этого все равно мало. Через Украину шло от ста и выше... Соответственно, при хорошем раскладе украинский маршрут все равно нужен. Просто от него нельзя зависеть полностью», – сказал Грачев. Однако снизить зависимость от Киева и выторговать более выгодные условия «Северный поток – 2» действительно поможет, считает депутат.
«С Киевом надо говорить. И чем раньше – тем лучше. Я всегда был сторонником трех ключей, считал, что с Украиной можно договориться, только взяв ее в клещи вместе с Германией, с Европой целиком. Тогда и с Турцией будет легче договариваться, и ветка «Южного потока» появится через Болгарию», – предполагает депутат. При этом саму Украину Грачев не считает больше самостоятельным игроком. «Если Европа поймет, что от российского газа ей деваться некуда, то уж Украину уговорят», – подытожил депутат.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом