Экономика Украины в первом квартале 2015 года упала на 17,6% в годовом выражении, сообщила государственная служба статистики страны. Учитывая, что в 2014 году украинский ВВП сократился на 6,8%, в этом году падение экономики ускорилось в два с половиной раза. Между тем еще год назад Арсений Яценюк лично уверял украинцев, что за год экономика страны восстановится и в 2015 году начнет расти.
Каких только глупостей не скажешь, когда хочется, чтобы тебя допустили до государственной «кормушки
«Я надеюсь, что стабилизационный период будет длиться на протяжении этого года, а экономический рост, который будет базироваться на основных показателях 2014 года, начнется со следующего года», – говорил украинский премьер-министр в конце марта 2014 года, открывая заседание правительства. Через месяц кабмин назвал даже цифры будущего роста ВВП Украины в 2015 году – на 1,7% после трехпроцентного падения в 2014 году. И все это должно было случиться при замедлении инфляции с 12% до 5,4% (декабрь к декабрю).
Главным фактором, который должен был помочь стабилизировать украинскую экономику и привести к ее скорейшему росту, Яценюк называл священные кредиты от МВФ и других международных партнеров. Деньги Украина получила, хоть и жаловалась, что мало дали, однако ситуация не улучшилась. Более того, многие проблемы в экономике были порождены слепой верой в правильность рекомендаций и требований проамериканского МВФ.
Реальность заставила Яценюка и правительство, списав все проблемы на внешнего врага, изменить прогнозы и назвать новые сроки роста экономики. Кабмин прописал три сценария развития экономики в этом году: от оптимистичного падения в 5,5% (при инфляции в 26,1%) до пессимистического падения ВВП на 11,9% при инфляции 42,8%.
Об обещанном росте в этом году Яценюк старается не вспоминать. Теперь он ставит новый ориентир для «перемоги»: ВВП страны вырастет в 2016 году на 2%. Правда, победоносного пафоса в словах главы правительства существенно поубавилось. «Мы очень осторожно оцениваем перспективы 2016 года», – сказал Яценюк в середине апреля. Других причин, кроме войны, он не назвал. «Ожидать, что в 2015 году придет иностранный инвестор, было бы рано: в стране идет война, страна, которая воюет с Россией, инвестиционно привлекательной быстро не становится», – отметил он.
Между тем первый квартал дает основания полагать, что украинское правительство во главе с Яценюком снова что-то не так посчитало, не учло или просто не решилось раскрыть все карты перед населением. Падение ВВП в первом квартале на 17,6% оказалось существенно хуже самого пессимистичного прогноза, сделанного кабмином.
Впрочем, правительство Украины в своих заблуждениях не одиноко, так как их цифры повторяют ожидания МВФ. Но после абсолютно провальных прогнозов МВФ по Украине на 2014 год расчеты Международного валютного фонда доверия не вызывают. Кабмин Украины хотя бы допускает как вариант падение экономики в этом году на 11,9%, тогда как МВФ свято верит пока в минус 5,5%.
«Если посмотреть на общую ситуацию в стране, то если по итогам года будет падение экономики хотя бы на 10%, то все скажут, что это нормально. Война на Востоке нанесла удар по промышленным предприятиям и в целом по экономике. Не только предприятия в Донецке и Луганске не могут работать, но и смежники по всей Украине тоже. У нас фактически по всем видам производства падение в натуральном выражении», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
#{smallinfographicleft=731363}По его мнению, экономического чуда не будет, летом экономика может просесть еще глубже. Единственная надежда, что некоторые отрасли смогут подстроиться под новые реалии к осени, и тогда в последнем квартале можно будет увидеть традиционное оживление производства, что и приведет к замедлению падения ВВП.
К обещаниям роста украинской экономики в 2016 году даже украинские экономисты относятся крайне скептически. «У нас и в 2014 году говорили про рост в 2015-м, и сейчас говорят про рост в 2016-м. Мне кажется, в 2016-м в идеальном варианте экономика должна выйти в ноль. Ну не бывает роста, пока нет ноля. А у нас сейчас идет падение», – говорит Охрименко.
Разбились о реальность и обещания правительства и НБУ свести платежный баланс с профицитом. Об этом не раз говорил в прошлом году экономический блок, в том числе глава НБУ Валерия Гонтарева. До Майдана этот показатель действительно был профицитным. А вот в первом квартале 2015 года дефицит платежного баланса Украины составил 1,9 млрд долларов. Тогда как в первом квартале 2013 года платежный баланс Украины имел профицит в 955 млн долларов. «Кредит МВФ тогда погашали, а теперь берем, и все равно минус», – указывает на парадокс Охрименко.
Причина проста – вместо обещанного роста экспорта получили колоссальное его падение. И обвал гривны в три раза экспортерам не помог. Тогда как именно под соусом стимулирования экспорта власти страны начали в прошлом году девальвацию нацвалюты, которую теперь остановить сил не хватает.
Тем временем в пятницу Госслужба статистики Украины отчиталась, что внешнеторговый баланс страны за квартал вышел в плюс 1,2 млрд долларов. Однако на поверку положительного в этой статистике ничего нет. Экспорт в первом квартале упал на 32,5%, импорт еще больше – на 35,5%. По данным за четыре месяца, экспорт сократился на 35%, импорт – на 37%.
«За четыре месяца торговый баланс тоже в небольшом плюсе. Но у нас идет колоссальное падение импорта. «Плюс» образовался исключительно из-за того, что меньше купили газа и бензина. Потребление бензина на Украине упало в два раза. Кроме того, Нацбанк очень ограниченно продает валюту импортерам. В итоге падение импорта ускоряется. Но и экспорт падает не меньше», – говорит Охрименко.
Зато рост доли теневой экономики Украины можно считать благом для страны, как бы парадоксально это ни звучало. По итогам 2014 года теневая экономика заняла почти половину ВВП страны. Ее доля выросла на 7% – до 42% – и стала рекордной с 2007 года, сообщило министерство экономического развития и торговли в своем исследовании, передает украинское издание «Корреспондент».
Во время кризиса теневая экономика в стране традиционно растет. Так было в начале 90-х, в 1998 и 2008 годах. Однако именно она спасла украинцев тогда и спасает сейчас. «Только в теневой экономике сейчас можно найти работу. Только теневая экономика позволяет нелегально завозить товар и продавать его. У нас очень много контрабандной продукции. Но если бы не было этой контрабанды, то у нас были бы реальные перебои с импортными продуктами. Да, это ненормально, это убивает бюджет. Но, к сожалению, другого варианта нет», – говорит Александр Охрименко.
Все обещания тех, кто теперь руководит Украиной, о росте экономики, профицитном платежном балансе, росте экспорта в разы благодаря девальвации гривны и неиссякаемых зарубежных инвестициях оказались лживыми. «Каких только глупостей не скажешь, когда хочется, чтобы тебя допустили до государственной «кормушки». Но, когда герои Майдана дорвались до «кормушки» и ускоренными темпами стали «пилить госбюджет», оказалось, что все их обещания – это просто пустые слова», – резюмирует украинский экономист.