Экономика

22 января 2015, 21:08

Китай готов построить высокоскоростную железную дорогу из Пекина в Москву

Фото: Reuters

Китай предлагает свои деньги и технологии, чтобы добираться по железной дороге из Пекина в Москву за два дня. А у Китая технологии не хуже и денег куда больше, чем в стагнирующей Европе, у которой Россия покупала «Сапсаны». Новый «шелковый путь» может кардинально изменить структуру мировой торговли, как в свое время сделало это появление Суэцкого канала.

Китай готов построить высокоскоростную железную дорогу, связывающую Пекин с Москвой, стоимостью 1,5 трлн юаней (242 миллиарда долларов), сообщили муниципальные власти Пекина, передает Bloomberg.

Что касается технологий в области строительства железных дорог, то китайцы далеко шагнули вперед

Сотрудничество Китая с Россией только ускорилось за последний год на фоне охлаждения отношений между США, Европой и Россией в связи с конфликтом на Украине. Что надо вместе работать и в области высокоскоростного железнодорожного сообщения, Москва и Пекин решили еще в прошлом году. В октябре был подписан меморандум об этом между Минтрансом РФ и РЖД с одной стороны и госкомитетом КНР по развитию и реформам и корпорацией «Китайские железные дороги» с другой.

Цель документа – разработать проект евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва – Пекин через Казахстан, включающего высокоскоростную магистраль (ВСМ) Москва – Казань.

Общая протяженность железной дороги составит более 7 тыс. километров, а время в пути составит всего два дня. Эта дорога должна стать новым «шелковым путем». На российской территории она свяжет центр, Поволжье и Уральский экономический регион, затем эстафету примет Казахстан. Третий отрезок пути пройдет из западной части территории КНР в северную – через Урумчи на Пекин.

В ноябре первый вице-президент РЖД Александр Мишарин говорил, что строительство нового «шелкового пути» займет от 8 до 10 лет.

С точки зрения масштаба и значения высокоскоростная железная дорога Москва – Пекин сравнима со строительством Суэцкого канала. Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на всю мировую торговлю, так как позволил обогнуть весь мир в рекордные сроки.

Масштабный проект

Партнерство России и Китая по созданию нового «шелкового пути» по значимости стоит в одном ряду с историческим контрактом о поставках Газпромом 30 млрд кубометров газа в год в Китай на 400 млрд долларов, который был подписан в мае 2014 года. В числе особо важных также заключение своповой сделки по обмену рублей и юаней на 150 млрд юаней или 24 млрд долларов, а также подписание договора об избежании двойного налогообложения.

Не только Китай готов вкладывать деньги в российские проекты (в отличие от Запада, страдающего от стагнации). Изменилось и отношение самой России к китайским инвесторам. Самый яркий пример – это допуск китайцев в качестве акционеров Ванкорского проекта. «Это прецедентная история. Китайцам дали долю в проекте, который уже выведен на полку, где не нужно инвестиций, где не нужно новых технологий. Китайцам мы даем то, чего никогда не давали европейцам и американцам. Мы никогда не пускали их в готовые проекты, мы давали им активы только по принципу обмена: если вы хотите что-то получить у нас, дайте что-то у себя. У китайцев мы не просим ничего. И это тоже важнейший результат политики западных санкций. Мы становимся ближе к Китаю, нравится это кому-то или нет», – говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Из той же серии – изменение отношения России к желанию китайских автомобильных корпораций построить здесь свои заводы. Китайские автомобили априори являются ценовыми конкурентами АвтоВАЗа, поэтому на высоком уровне их не очень жаловали, тогда как европейским и американским концернам с легкостью давали льготы ради строительства заводов в России. Теперь же сразу несколько китайских автопроизводителей заявили о строительстве своих цехов в России, и их инвестиции только приветствуются.

Технологии не хуже европейских

Изначально Россия начала развивать высокоскоростное железнодорожное сообщение тоже в партнерстве с европейскими странами. Мы закупали там высокоскоростные поезда из-за отсутствия собственных наработок и технологий.

В частности, «Сапсаны» сделала для России немецкая Siemens, с которой нас связывает долгая история деловых отношений. Другие поезда «Аллерго» покупали у итальянской Alstom. Москва строила планы по локализации производства «Сапсанов» в России по немецким технологиям, однако до дела так и не дошло. Теперь очевидно, что сотрудничество в сфере высокоскоростного сообщения переводится с европейского на китайское направление. Запад сам помогает такому сближению.

Европейцы, конечно, уже давно развивают высокоскоростные железные дороги, они в этом сильны. Однако КНР сумела нагнать их. Пекин, как известно, очень быстро учится. Технологии и знания в области железных дорог китайцы приобрели на базе тех же европейских и японских достижений.

В технологическом плане организация высокоскоростного железнодорожного сообщения происходит за счет соглашений о передаче КНР технологий от зарекомендовавших себя зарубежных производителей, таких как «Бомбардье», «Альстом» и «Кавасаки». Перенимая зарубежные технологии, Китай активно создает на их основе собственные разработки. Примером таких разработок являются поезда серии CRH-380A, произведенные в Китае и развивающие скорость свыше 350 км/ч. С 2010 года их уже активно эксплуатируют.

Что касается технологий в области строительства железных дорог, китайцы далеко шагнули вперед, говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Например, с 1 января 2004 года в стране действует коммерческая ж/д линия на магнитном подвесе, на которую было потрачено 10 млрд долларов.

«Если китайцы построят в России хотя бы одну дорогу, хотя бы до Хабаровска или Владивостока, у них есть шанс опередить конкурентов из Германии, технологии которых к тому же заметно отстают от китайских, основанных, в свою очередь, на более продвинутых французских и японских», – замечает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс».

Если в Европе бум строительства ВСМ пришелся на начало 90-х годов ХХ века, то в Китае – на начало XXI века. Однако в Европе новых линий уже практически не строят, тогда как Китай не только не останавливается, но и выходит на международный рынок (в Мексику, например). Развитые страны работают сейчас в основном лишь над повышением скоростей. Тогда как Китай отличается тем, что повышает скорости железнодорожного движения одновременно с дальнейшим развитием железнодорожной сети.

Только в 2010–2012 годах на развитие железнодорожной инфраструктуры в Китае было выделено примерно 355 млрд долларов, и страна продолжает вкладывать сотни миллиардов долларов. По состоянию на 2012 год протяженность китайской ВСМ составляла более 9300 км.

«Китай обладает самой большой в мире сетью скоростных и высокоскоростных железных дорог, поэтому ему есть что нам предложить в смысле технологий», – говорит Андрей Андриевский. В частности, Россия может реализовать с китайцами прошлые нереализованные проекты по локализации высокоскоростных поездов в России. Правда, на это требуются время и дополнительные финансы, которые сегодня и так ограничены, замечает эксперт.

КНР предлагает экономию

Китай не только умеет и хочет работать с Россией в области ВСМ, но еще и может предложить более дешевое решение для этого масштабного инфраструктурного проекта.

Если проект нового «шелкового пути» из Москвы в Китай будет исполнен по китайским технологиям, то его стартовая цена будет 230 млрд долларов, в противном случае она увеличится более чем на 100 млрд долларов до 350 млрд, подсчитывали китайские эксперты. Если в мире себестоимость высокоскоростного железнодорожного строительства составляет 50 млн долларов за 1 км, то в Китае, который строит по своей более дешевой технологии, 33 млн долларов за 1 км (без учета дополнительных затрат на прокладку части трассы в субарктической климатической зоне).

России будут кстати не только китайские технологии, но их финансы. Тот же проект строительства первой в России ВСМ продвигается очень трудно, его год обсуждали, но так и не приняли. А те 150 млрд рублей из ФНБ, которые сначала были отложены на строительство ВСМ, до сих пор под вопросом.

Поднебесная же может предоставить кредиты под строительство ж/д, связывающей Россию с ней, если, конечно, мы будем использовать китайские технологии, говорит Андриевский.

Единственная специфика, которую надо учесть, – это ширина колеи: в России она 1520 мм, а в Китае – 1435 мм. Этот вопрос придется решать на предпроектной стадии, иначе поездам придется менять колеса, что для высокоскоростного транспорта довольно необычно, говорит Андриевский.

«Столь масштабный проект можно будет реализовать лишь общими усилиями России, Китая и Казахстана, через который тоже пойдет магистраль. Найти приемлемую форму разделения расходов и доходов можно будет достаточно быстро. Ведь не обязательно, чтобы каждая сторона выступала «кошельком» проекта, вклад может быть внесен и в виде выполнения страной-участницей работ на своей территории, предоставления необходимых материальных ресурсов для проекта другим странам», – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Поэтому даже нынешняя непростая ситуация в российской экономике вряд ли помешает этому проекту, считает он. К тому же его реализация начнется не завтра, есть время для накопления ресурсов.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Загоревшийся завод в Берлине производит системы ПВО IRIS-T для Киева
Темы дня

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Захарова пообещала Западу сокрушительный удар возмездия за атаки на Крым

На Украине решили отправить воевать больных раком и ВИЧ

Тарасова ответила Жулину на слова о выпивающих фигуристах

Новости

Китай намерен собрать на Луне грунт возрастом в миллиарды лет

Целью миссии «Чанъэ-6» в Китае является доставка на Землю образцов грунта возрастом около 4 млрд лет, что позволит ученым получить новые данные о происхождении и эволюции спутника Земли, заявил замдиректора Центра лунных исследований и космической инженерии Китайского национального космического управления Гэ Пин.

В Латвии завели дело за возложение цветов к демонтированному памятнику «Алеша»

В Латвии возбуждено уголовное дело в отношении мужчины, который несколько раз возлагал цветы к месту демонтированного памятника советским воинам – освободителям Латвии от немецко-фашистских захватчиков в городе Резекне, сообщили местные СМИ.

В Германии начался суд из-за «продажи в Россию компонентов для беспилотников»

Суд Штутгарта в Германии начал рассмотрение дела по подозрению в якобы нарушении европейского эмбарго против России, сообщили СМИ.

МЧС предупредило о заморозках в Москве и Подмосковье

В Москве и Московской области 4 мая ожидаются заморозки, такое экстренное предупреждение распространили Главные управления МЧС по городу и по области.

В Швейцарии назвали Россию победителем в украинском конфликте

Российская армия одержала верх в конфликте на Украине, украинские солдаты деморализованы, а Запад слишком слаб, говорится в материале главного редактора швейцарской газеты Neue Zurcher Zeitung (NZZ) Эрика Гуйера.

Немецкий журналист оценил выставку трофейной техники НАТО

Невероятное количество человек пришло увидеть трофейную технику НАТО в Москве, многие с гордостью говорили о захвате немецкого танка Leopard 2, заявил посетивший выставку журналист канала Welt Кристоф Ваннер.

Эндокринолог назвала самые вредные части кулича

Куличи необходимо употреблять с осторожностью и отказаться от сладкой глазированной шапочки, потому что она насыщена сахаром, заявила эндокринолог, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник факультета фундаментальной медицины МГУ Зухра Павлова.

Парады 9 Мая пройдут в 25 городах России

На 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне парады пройдут в семи городах-героях и в 18 городах, где размещены штабы военных округов, флотов и общевойсковых армий, сказал глава Минобороны Сергей Шойгу на селекторном совещании.

ВС России поразили снабжавшую топливом ВСУ нефтебазу «Баловное»

Российские военные в последние сутки поразили нефтебазу «Баловное», с которой снабжались топливом воинские части украинской армии, сообщило Минобороны России.

Глава МИД Аргентины назвала всех китайцев «одинаковыми»

Министр иностранных дел Аргентины Диана Мондино, отвечая на вопрос о возможном присутствии военных на радиолокационной базе Китая в аргентинской Патагонии, заявила, что «китайцы все одинаковые».

Эксперты поспорили о сроках выхода американского контингента из Нигера

Вывод войск США из Нигера займет примерно два-три месяца. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказала африканист Тамара Андреева. Она напомнила, что в такой срок уложились французы, покинувшие африканскую страну ранее. Несколько иную позицию высказал африканист Андрей Маслов. По его мнению, Пентагон будет всячески затягивать этот процесс. Ранее российские и американские военные оказались на одной базе в Нигере.

Швеция отвергла идею о международном расследовании подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Швеции заявило об отсутствии необходимости в проведении международного расследования взрывов на газопроводе «Северный поток», поскольку «оно ничего не даст».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?