Министр экономического развития Алексей Улюкаев предложил странам АСЕАН увеличить экспорт агропромышленной продукции в Россию. С такой инициативой он выступил на консультациях министров экономики Россия – АСЕАН.
В Советском Союзе никто и не знал, что такое норвежский лосось, семга, а сейчас это один из любимых продуктов
«Я хотел бы обратить ваше внимание на открывающиеся для стран АСЕАН возможности для поставок в Россию сельскохозяйственной продукции. Речь идет, в частности, о свежих овощах, фруктах. Нам хорошо знакомы высокие стандарты качества сельхозпроизводства в ваших странах, и мы будем приветствовать экспорт ваших продуктов в Россию, в том числе орехов, говядины, свинины и курятины», – сказал Улюкаев.
По словам министра, торговый оборот между Россией и странами АСЕАН составил 17,5 млрд долларов в прошлом году. «В этом году мы уже прошли эту цифру. И по итогам 2014 года показатель может вырасти на 6% по сравнению с прошлым годом», – сказал глава Минэкономразвития.
Кроме того, Россия и страны АСЕАН должны прилагать большие усилия в развитии инвестиционного сотрудничества. «На сегодня совокупные инвестиции России в страны АСЕАН составляют 1,6 млрд долларов, и они могут быть гораздо выше», – подчеркнул Улюкаев. Так, по словам министра, планируемые российские инвестиции в проекты с Вьетнамом оцениваются в 20 млрд долларов, с Индонезией – порядка 7 млрд долларов.
После того, как Россия с 7 августа на год ввела эмбарго на импорт в страну ряда продуктов питания из США, ЕС, Австралии, Канады, Норвегии, в социальных сетях разлились слезы сожаления о том, что нельзя будет купить, например, испанский хамон или любимый французский сыр.
Если заменить традиционные (привычные для россиян) продукты питания из Европы и США – мясо, курицу, рыбу, молочную продукцию, овощи и фрукты – России помогут торговые партнеры в Южной Америке, Турция и Египет, то вот разнообразить рацион питания российских гурманов экзотическими продуктами как раз будет призвана Юго-Восточная Азия. Для азиатских стран выпадает шанс приучить россиян к своим продуктам. Возможно, и любители фуа-гра найдет на азиатском рынке что-то новое и необычное для удовлетворения своих вкусовых потребностей.
«Про это и идет речь. Многие экзотические фрукты и продукты наш потребитель даже и не пробовал. Поэтому как они могут нравиться или не нравиться? Надо сначала человеку дать попробовать, а потом он решит, насколько это подходит для его рациона питания. Поэтому есть шанс найти замены продуктов по наименованию, – говорит газете ВЗГЛЯД директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. – Если окунуться в историю, то в Советском Союзе никто и не знал, что такое норвежский лосось, семга, а сейчас это один из любимых продуктов. Или недавно наш потребитель еще не знал, что такое дорада (морской карась), а теперь дорада везде на торговых полках. Надо просто посмотреть на ассортимент в Юго-Восточной Азии, попробовать, посмотреть по ценам. Возможно, мы найдем там какую-то рыбу, которая нам понравится даже больше, чем, например, семга. Та же семга у нас была не в самом дешевом ценовом сегменте».
Впрочем, стопроцентное попадание с точки зрения замещения экзотическими продуктами европейских вряд ли произойдет, считает председатель Комитета по экономике московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский. «Недаром юго-восточные спортивные сборные даже возят с собой повара, потому что их кухня кардинально отличается от европейской», – говорит он.
«Я не думаю, что азиатские дорогие деликатесы будут заменять европейские. Уж слишком они непривычны для богатых россиян, – соглашается аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. – По крайней мере, ядовитую японскую рыбу фугу они, к сожалению, едят неохотно». Да и в целом такие виды продуктов востребованы лишь крайне узкой прослойкой населения, которая вполне может решить свои проблемы в индивидуальном порядке, добавляет он.
«Однако количество всякой экзотики, конечно, будет увеличиваться из-за того, что будет дан зеленый свет. Полностью вопрос с заменой европейских деликатесов это не решит. Однако мы много не знаем об этих рынках, потому что рынок Юго-Восточной Азии из-за отдаленности по сравнению с европейскими странами не был эффективно изучен. С другой стороны, это дорогая логистика, долгий срок доставки, что влияет на себестоимость. Даже если мы там найдем конкурирующую продукцию, она, возможно, будет не дешевле, чем европейская, потому что далеко и дорого везти», – рассуждает Алексей Каневский.
Например, поставлять молочную продукцию из Азии в Россию вряд ли будут. Там отсутствует традиция производства молочной продукции, сравнимой по качеству с европейской, плюс сложная логистика, отмечает он. «Фруктовая гамма тоже сильно отличается. Там много действительно вкусных, но непривычных российскому потребителю фруктов. Они настолько специфичны и незнакомы нашему потребителю, что рассчитывать на то, что они будут иметь спрос, по масштабам сравнимый с яблоками, в ближайшей перспективе проблематично», – считает Каневский. Тем более и сейчас азиатские экзотические фрукты поступают на российский рынок, однако розничные сети закупают их в небольших количествах – исходя из ограниченного спроса.
«Это все-таки нишевый продукт. И ничего нового в этом плане не произойдет. По-прежнему будет массовый спрос на яблоки, апельсины и бананы, а что касается маракуйи или индийского джекфрута – это вопрос привыкания, но все равно они не станут массовым продуктом для европейцев-россиян», – полагает Каневский.
В любом случае при новых обстоятельствах самое время обратить внимание на спектр продукции, который производится в Юго-Восточной Азии, какое там есть предложение вообще.
На самом деле страны региона вполне могут заменить поставки продуктов из стран, подвергнувшихся российским санкциям. «По говядине есть хорошие перспективы у Индии. Она является вторым в мире экспортером мяса крупного рогатого скота после Бразилии и занимает долю 21%. Китай говядину продавать не будет, так как он ее сам импортирует, но, скорее всего, может поставлять свинину», – говорит Дмитрий Лукашов. Китай находится на четвертом месте в мире по экспорту свинины, но его доля пока сравнительно невелика и составляет 4%.
Кроме этих двух лидеров на российский рынок могут поставлять свою мясную продукцию такие страны, как Таиланд, Монголия, Малайзия, указывает эксперт. Так, Таиланд, например, занимает третье место в мире по экспорту куриного мяса, а Китай – пятое. В экспорте рыбы в Россию, скорее всего, будут заинтересованы Китай, Таиланд и Вьетнам, указывает Лукашов.
Более того, из Средней Азии в Россию могут привезти не только экзотические фрукты, но и привычные нам яблоки, груши, сливы, виноград, вишню и черешню, добавляет эксперт IFC Markets.
В любом случае, чем шире предложение, тем российскому потребителю будет лучше, появляется выбор. Кроме того, расширение предложения – это способ влиять на цены. «Чем больше будет предложений из разных стран и по разным ценам, тем выше вероятность, что на наших прилавках цены не будут повышаться. Чтобы не было ценового сговора, должна быть конкуренция среди поставщиков одной страны. Надо по максимуму разговаривать со странами, аккредитовывать различных поставщиков, договариваться о ветеринарных свидетельствах и гарантийных сертификатах, чтобы в России они принимались. Страны Юго-Восточной Азии нам действительно могут помочь заменить одни выпадающие продукты другими», – говорит Дмитрий Востриков.