Максимального объема реверсных поставок газа с территории Словакии на Украину в 10 млрд кубометров в год планируется достичь только весной 2015 года, сообщил официальный представитель оператора газотранспортной системы Словакии – компании Eustream – Ваграм Чугурян. При этом накануне глава украинского минэнерго Юрий Продан радовался, что так называемый малый реверс, предусматривающий возможность физических поставок до 27 млн кубометров газа в сутки (около 10 млрд кубометров в год), будет запущен уже 1 сентября этого года. А впоследствии Украина надеется запустить «большой реверс» газа через Словакию объемом до 30 млрд кубометров в год.
Европейские компании предпочитают закачивать «лишний» газ в свои ПХГ на зиму, а не продавать его Украине
Желания киевских властей не совпадают с реальностью, что, кажется, уже стало традицией, особенно в газовых вопросах. Как рассказал Чугурян, с 1 сентября реверсные поставки газа на Украину действительно начнутся, но только в так называемом контрольном режиме. А с 1 октября компании гарантируют поставку по этой трубе только 8,8 млн кубометров газа в сутки, то есть примерно 3 млрд кубов в год. Об этом говорит замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, ссылаясь на прошедшую процедуру Open Season (когда компании предоставляют гарантии на прокачку газа по трубе).
А вот поставки 27 млн кубов в сутки (10 млрд кубометров в год) начнутся только после зимы – с 1 марта 2015 года, говорит Чугурян. При этом у Eustream есть возможность отсрочить увеличение мощности реверса на несколько месяцев после марта и без каких-либо санкций со стороны покупателей. Чугурян говорит, что 27 млн кубов в сутки – максимальная мощность реверса. О выходе на 81 млн кубов в день (то есть 30 млрд кубометров газа в год) он даже не заикнулся.
Есть несколько причин, почему не получается через Словакию нарастить мощности реверса хотя бы до 10 млрд кубов в год раньше весны. Во-первых, требуется время на модернизацию и обкатку трубы. Во-вторых, наличие трубы не означает наличия газа. «Если в Европе будет отмечаться дефицит газа из-за роста потребления или недостатка поставок по другим маршрутам, то «лишнего» газа для реверса Украине просто не будет», – объясняет Алексей Гривач.
«Нельзя исключать, что Словакия, в том числе, опасается зимних перебоев с поставками газа, поэтому старается сделать все с минимальными рисками для своей энергобезопасности», – добавляет эксперт.
Либо Европа будет продавать газ Украине, но по более высокой цене. Причем по цене выше, чем Украина могла бы получать от Газпрома. «Украина и сейчас платит за реверс газа из Европы примерно столько же, за сколько она отказалась покупать газ у Газпрома. В районе 370–380 долларов за тысячу кубометров», – говорит Гривач.
В октябре цена для Украины за реверсный газ может приблизиться к 500 долларам за тысячу кубометров. Сейчас цены в европейских хабах на газ находятся в районе 300 долларов за тысячу кубометров. Украина получает с учетом транспортных расходов и прибыли трейдера этот газ по 370–380 долларов. В пиковый спрос на газ цены в хабе вырастут до 400 долларов, значит, для Украины она окажется в районе 500 долларов. «Более того, даже по такой высокой цене этого газа для Украины может и не быть», – резюмирует Гривач.
Это доказывает, что Украину и Европу по-прежнему ждет тяжелая зима и газовый кризис неминуем. «Объемы этого реверса настолько малы, что они не позволят Украине ни подготовиться к отопительному сезону, ни пройти его. Даже если удастся наполнить ПХГ до 17–18 млрд кубометров. Для того чтобы пройти отопительный сезон, Украине нужно не только поднимать газ из своих ПХГ, но еще и закупать его по импорту в размере около 20 млн кубометров в сутки», – говорит Алексей Гривач.
Российский газ Украина, как известно, больше не покупает. С закачкой газа в ПХГ у нее также возникли проблемы, в чем в четверг признался сам министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан. По его словам, для гарантированного заполнения подземных газохранилищ Украине необходимо перейти на виртуальный реверс газа из ЕС с действующего сейчас физического реверса.
Он предлагает присоединиться к европейскому энергетическому рынку по законодательству ЕС, тогда Украина сможет работать в режиме виртуального реверса, получая необходимые объемы из Европы, «невзирая на физические возможности трубопроводов, которые нам сегодня блокируют», подчеркнул Продан. Это давняя история, на которую Европа вряд ли согласится. Украина тем самым хочет переложить всю ответственность за проблемы транзита на Европу и спокойно отбирать российский газ из трубы, сколько ей надо (обещая заплатить, вероятно, как «платит» сейчас по долгам Газпрому).
«Сейчас у нас физический реверс, который полностью не заполнен. Его возможности – 20 млн кубометров в сутки, а мы имеем 7 млн. Происхождение этого газа нас не интересует – если есть предложение со стороны европейских трейдеров, мы его покупаем. Это может быть российский, норвежский газ. Нужно исходить из ситуации на рынке. Сейчас в летний период есть избыток, в том числе и российского газа. Наверное, Россия может продавать ЕС какие-то излишки газа, который не идет на Украину. Трейдеров на европейском рынке достаточное количество, которые могут предложить определенные объемы, однако при физическом реверсе возникает четкое ограничение, связанное с сечением газопровода», – подчеркнул он.
Украинский министр явно лукавит, уверяя, что у европейцев есть для них много «ненужного» российского газа. От замены физического газа на виртуальный в Европе не прибавится для Украины. Показателен пример Венгрии. С начала июля объемы реверса из Венгрии на Украину резко упали, потому что Венгрия стала активней закачивать газ в ПХГ, отмечает Алексей Гривач. «Европейские компании предпочитают закачивать «лишний» газ в свои ПХГ на зиму, а не продавать его Украине. Хотя у Венгрии есть возможность поставлять реверсом на Украину 17 млн кубометров газа в сутки, но она поставляет только 5–6 млн кубов», – знает Гривач.
Бумажный (виртуальный) и физический реверс
Что касается Украины и Словакии, то они еще с 2012 года пытались наладить реверс. Но Братислава противилась, потому что не хотела незаконного «бумажного» реверса, что разозлило бы Газпром. Украина хотела просто отбирать транзитный газ из своей трубы, но это было бы нарушением обязательств без согласия Газпрома. Российская монополия, естественно, была против.
Это будет только российский газ, никакого другого газа там нет и быть не может
Чтобы обойти этот вопрос, Словакия предложила модернизировать старую трубу из Воян (Михаловце, Кошицкий край) в Ужгород (Закарпатская область), чтобы поставлять газ из Европы на Украину в обход Газпрома. Таким образом осуществляется уже не «бумажный», а физический реверс. Киев не обрадовался такому подходу, потому что модернизация газопровода Вояны – Ужгород требует 21 млн евро. Поэтому этот проект так долго тянулся. Eustream пришлось взять на себя инвестиции в этот газопровод.
Специалисты Eustream закончили проверку технического состояния газопровода Ужгород – Вояны, построенного 15 лет назад, и завершают работы по сооружению дополнительного 400-метрового трубопровода до украинской границы, рассказал в четверг Ваграм Чугурян. Большую часть транзитных мощностей нового газопровода до 2019 года выкупил Нафтогаз.
Ранее несколько компаний предоставили обязывающие заявки на прокачку газа по этой трубе. Однако их названия и точное количество представитель Eustream не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну. Такие тайны лишь порождают вопросы, а есть ли в действительности те, кто готов продавать Украине через себя российский же газ.
«Это будет только российский газ, никакого другого газа там нет и быть не может. Речь идет об объемах, которые европейские компании могут приобретать свыше своих потребностей в рамках контрактных обязательств с Газпромом. Долгосрочные контракты предполагают, что объемы газа могут быть больше, чем сегодняшние потребности», – говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. И как бы Украина ни пыталась уверить, что по реверсу может идти как российский, так и, например, норвежский газ, это неправда.
Для этого достаточно представить схему реверса через Словакию, о которой газете ВЗГЛЯД рассказал Алексей Гривач. Для начала основа транзитных поставок российского газа через территорию Украины такова: сколько миллионов кубометров газа Украина приняла на границе с Россией, столько Нафтогаз обязан вернуть на границе с Европой, в данном случае со Словакией.
Украина хотела по дороге отбирать из транзитной трубы газ для себя, а платить за него европейским трейдерам. Это юридически незаконно: труба принадлежит Украине, но газ внутри нее – России. Это так называемый виртуальный, бумажный реверс. Словакия на такие махинации, предложенные Киевом, не пошла.
Газопровод Вояны – Ужгород помогает превратить реверс из виртуального в физический. По крайней мере, юридически такая схема становится вполне законной, говорит Гривач. Как она действует? Как рассказывает замгендиректора ФНЭБ, Словакия получает российский газ на границе с Украиной в том объеме, который Россия ей передала на своей границе. Далее Словакия возвращает часть газа на территорию Украины по трубе Вояны – Ужгород (из Украины в Словакию транзит идет по другим трубам).
Из Ужгорода Украина не может дальше к своим потребителям по всей стране отправить этот газ по транзитной трубе (там российский газ идет в Европу). Поэтому Нафтогаз делает по-другому. Он отправляет свой «реверсный газ» в транзитную трубу, и тот идет обратно на границу со Словакией (откуда и пришел). То есть реверсный газ ходит по кругу в районе украинско-словацкой границы, в реальности не доходя до украинского потребителя. В это время Нафтогаз выбирает российский газ из транзитной трубы, который идет рядом с украинскими потребителями и украинскими ПХГ. Отбирать Киев должен ровно тот объем реверсного газа, который отправил обратно в Словакию. Если отберет больше, чем отдал, то это чистое воровство.
«Юридически эта схема соответствует правилам, которые действуют в ЕС, но возникает другая проблема. Нафтогаз берет у Газпрома плату за транспортировку определенного суточного объема кубометров газа. Но на самом деле Нафтогаз транспортирует меньше из-за этого реверса. Получается, что Газпром платит за услугу, которую ему не оказывают», – поясняет Алексей Гривач. «Эта схема идет вразрез с экономическими обязательствами в рамках контракта. Хотя он более законный, чем если бы речь шла о бумажном реверсе, на котором настаивала Украина изначально и в котором ей отказали», – добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД. Именно для этого и хотят модернизировать 400 метров газопровода.