Правительство РФ рассматривает возможность разрешить регионам вводить налог с продаж до 3%. Это позволит принести в бюджет порядка 200 млрд рублей, сообщил во вторник министр финансов РФ Антон Силуанов. Это решение еще не принято, но такое предложение созрело и будет обсуждаться, уверяет он.
Сам по себе этот налог не критичен, но вкупе с НДС – это уже критичный исход дела для бизнеса, поэтому потребителям стоит ожидать роста цен
Причем налог будет введен в дополнение к НДС, который поступает в федеральный бюджет, сообщают «Ведомости» со ссылкой на двух федеральных чиновников.
Это уже не первый случай для страны, когда вводится налог с продаж. Его вводили в 1991 году, однако просуществовал он всего год. Второй раз налог с продаж появится в России в 1998 году. Это также был региональный налог, только тогда максимальная ставка была выше – 5%.
Тогда этот налог, который действовал наряду с НДС, внедрили большинство регионов РФ. За четыре года он принес в региональные бюджеты 186,3 млрд рублей. Однако в 2004 году Конституционный суд все-таки признал региональный налог с продаж неконституционным, так как его действие вместе с НДС привело к двойному налогообложению одной и той же базы, и отменил его. Как известно, НДС оперируется федеральным центром, а налог с продаж относится к региональным доходам.
С тех пор в России нет налога с продаж, а бизнес платит лишь НДС в федеральный бюджет, доходы от которого возвращаются в региональные бюджеты в виде межбюджетных трансфертов.
Проблема была еще и в том, что выплаты налога с продаж распределялись между регионами неравномерно. Больше всего доходов от этого налога получали крупные регионы – Москва, Московская и Ленинградская область, так как именно там располагалась основная часть налогоплательщиков. Такой же ситуации стоит ждать и сейчас, чего не скрывает и Силуанов.
По его словам, опыт прошлых лет показал, что налог с продаж концентрируется, как правило, в крупных регионах типа Москвы, Московской области и т. д., где есть крупные торговые сети.
Правительство уже не раз возвращалось к идее вернуть налог с продаж. Так, в декабре 2012 года о возвращении налога говорил премьер Дмитрий Медведев, его первый заместитель Игорь Шувалов, вице-премьер Аркадий Дворкович, а также Андрей Белоусов, который был тогда министром экономического развития.
Зачем двойное налогообложение
Причина введения налога с продаж банальна – для помощи регионам, которые в последние годы безрассудно брали в долг, накопили рекордные задолженности и теперь, когда доходы снижаются, никак не могут свети бюджетные концы с концами. А денег в федеральном бюджете и так не хватает, особенно учитывая непредвиденный рост расходов в связи с присоединением к России нового региона.
В 2013 году консолидированный бюджет регионов получил самый высокий дефицит за последние годы – 673 млрд рублей или 1% ВВП (данные Минфина). И особых изменений в ближайшее время, по мнению Силуанова, не будет. В ближайшие годы ситуация с высоким уровнем дефицита консолидированного бюджета регионов сохранится, говорил ранее министр финансов.
Он объяснил это тем, что доходы регионов от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) вряд будут расти такими же темпами, как раньше, потому что динамика фондов оплаты труда сокращается. Плюс у регионов растут расходные обязательства, которые им надо выполнять.
В этом году регионы продолжили наращивать долги. Так, в первом квартале этого года государственный долг субъектов РФ вырос на 16,7 млрд рублей (на 1%) – до 1,754 трлн рублей, а долг муниципальных образований составил 277,9 млрд рублей, сообщила Счетная палата в докладе о ходе исполнения федерального бюджета.
Задолженность российских регионов увеличится на 20% в 2014 году по сравнению с ростом на 29% в 2013 году, ожидает международное рейтинговое агентство Fitch Ratings.
Многим региональным бюджетам сейчас свойственно уменьшение доходов с одновременным увеличением расходов, говорит газете ВЗГЛЯД член экспертного комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Роман Терехин. Доходы регионов от налогов уменьшаются из-за замедления экономики страны, сокращения числа предпринимателей, низкого уровня собираемости налогов и сборов и т. д., объясняет он.
В целом 200 млрд рублей, которые, по подсчетам Минфина, смогут получить дополнительно регионы за счет налога с продаж, их, конечно, не спасут. Однако введение этого налога – это лишь одна из мер, которые готовит правительство для помощи регионам. Планируется ввести и другие.
В частности, с 2015 года регионы начнут собирать налог на недвижимость физлиц, который заменит имущественный и земельный налоги. Облагаться будет кадастровая стоимость имущества, что повысит нынешний налог с имущества в среднем в 3–5 раз, говорит Терехин. Также в следующем году планируют ввести налог на имущество для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД (сейчас они его не платят).
Плюс рассматривается вариант введения упрощенной системы налогообложения для граждан, сдающих квартиры в аренду: этот налог планируется взимать по ставке 10% и сделать его региональным, напоминает Терехин. Такой комплексный подход сможет уже более действенно поднять доходы регионов.
Впрочем, параллельно следует также остановить рост долгов регионов, иначе уже никакие налоги не помогут справиться с их бюджетным дефицитом.
Что ждет бизнес и потребителей
Сомневаться в том, что большинство регионов воспользуется правом ввести налог с продаж, если его им даст правительство, не приходится. «Регионам не свойственно собственноручно лишать себя возможности повышения доходов», – говорит руководитель направления по защите прав предпринимателей экспертного центра «Общественная Дума» Сергей Варламов.
Опыт 1998 года показывает, что уже через несколько месяцев после введения налога с продаж его ввели в большинстве регионов, причем по максимальной ставке в 5%, хотя регионы имели право установить и меньшую ставку, указывает Варламов. По официальным данным, налог с продаж в 1998–2004 годах был введен в 76 регионах, и только 13 регионов решили этого не делать.
Повторение ситуации не заставит себя ждать. Большинству компаний придется платить максимальные 3% налога с продаж. Логично, что настолько же увеличатся и расходы компаний, например, цивилизованной розничной торговли. Сам по себе этот налог не критичен, но вкупе с НДС это уже критичный исход дела для бизнеса, поэтому потребителям стоит ожидать роста цен, считает Варламов.
Введение налога с продаж может затронуть и малый бизнес: сохраняя ценовую конкурентоспособность товара, многие предприниматели начнут терять прибыль, говорит газете ВЗГЛЯД член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Александр Толстых. «На фоне общего роста цен это приведет к росту инфляции и даже закрытию отдельных организаций малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей», – ожидает он.
Если и вводить налог с продаж, то, считает Александр Толстых, надо расширить группы товаров, не поддающихся налогообложению, что будет в интересах как потребителей, так и предпринимателей. А правильней всего проработать вариант замены НДС налогом с продаж, считает Толстых.
Именно за этот вариант выступал в 2012 году вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако отказаться от НДС, который приносит львиную долю дохода в федеральный бюджет, правительство вряд ли решится. Поступления в бюджет от НДС куда выше, чем от налога с продаж. Для сравнения: в 2003 году поступления от налога с продаж при ставке 5% составили 0,4% ВВП, а поступления от НДС при ставке в 20% (без учета НДС на импорт) превысили этот показатель в 15 раз и составили 4,7% ВВП.