С учетом тесной кооперационной связи Украины и России в военно-технической сфере от разрыва отношений пострадают, безусловно, обе стороны. Однако Украина нанесет сама себе куда более масштабный и непоправимый удар, нежели по России. «Ущерб для ОПК Украины будет, разумеется, значительней, чем для России», – заявил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.
15 млрд долларов в год в сфере высокотехнологичного производства может потерять Украина из-за прекращения сотрудничества с Россией
Общий портфель российских заказов для украинских предприятий как военной, так и гражданской продукции составляет 15 млрд долларов, заявил недавно глава Минпромторга Денис Мантуров. Это целых 8,2% ВВП Украины, который по итогам 2013 года составил 182 млрд долларов (и это еще с учетом Крыма, вошедшего позднее в состав России, и юго-восточных областей, объявивших о своей независимости в результате референдумов). Именно эти 15 млрд долларов в год, причем в сфере высокотехнологичного производства, может потерять Украина из-за прекращения сотрудничества с Россией.
По данным российского Союза машиностроения, сейчас с Россией в сфере ВПК сотрудничает более 50 украинских заводов. Это крупные комплексы в Харькове и Запорожье, а также ряд предприятий в западных регионах страны.
При этом оборонные предприятия Украины выпускают в основном комплектующие материалы. «Конечную продукцию они почти не производят, они делают только комплектующие, а они нужны России, а не НАТО, в чью сторону сейчас смотрит Киев», – указывает также российский сенатор.
Европе и США комплектующие с Украины не нужны, у них полно собственных машиностроительных производителей, которых и так с трудом удается прокормить. Тем более страны ЕС и США активно идут по пути снижения расходов на военную и оборонную продукцию.
«Кроме того, оборудование, которое делается на украинских предприятиях, заточено под российские стандарты и ГОСТы (марки стали, шероховатости, требования сборки), поэтому за рубеж эта продукция пойти просто не может. Как отдельные комплектующие украинскую продукцию продать будет невозможно. Для этого нужно будет подогнать ее под европейские стандарты по совершенно другим нормативам испытаний и характеристик. А это требует времени и огромных инвестиций», – говорит газете ВЗГЛЯД член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Антон Ковалев. Поэтому в случае разрыва контрактов с Россией рынок этих украинских предприятий – это только ремонт российского вооружения, считает он.
#{ussr}Украинские военные заводы, потеряв Россию, найти новых заказчиков вряд ли смогут. А это выльется если не в полную смерть украинских высокотехнологичных предприятий, то как минимум в остановку значительной части производств. Как следствие, предприятия ждут сокращения персонала, убытки и дальнейшее сокращение налоговых поступлений в госбюджет. Самое главное, то, чего Украина лишится из-за разрыва отношений с Россией, будет утеряно безвозвратно.
Россия, конечно, тоже ощутит последствия прекращения военного сотрудничества с Украиной, признает Озеров. «Мы исторически были связаны единым народнохозяйственным комплексом еще со времен СССР, в том числе в ВПК», – говорит он. Российские предприятия также столкнутся с сокращением выпуска, прибылей и персонала из-за дефицита ряда украинских комплектующих.
Однако разница в том, что это будет лишь временное явление. Россия будет искать возможность замены недостающих комплектующих, в том числе с теми государствами, с которыми у России сохранилось сотрудничество в сфере ВПК, говорит Озеров. Соответствующий план импортозамещения уже разработан и исполняется.
Конечно, потребуются большие инвестиции для импортозамещения украинской продукции, пара-тройка лет на обкатку продукции, новые специалисты (которые, скорее всего, будут быстро найдены из числа уволенных на Украине), но в конечном счете российский ВПК ждут не просто лучшие времена, а настоящий расцвет. Порошенко сделает для России то, что она никак не могла сделать самостоятельно после развала Советского Союза. Российская оборонка получит полную самостоятельность и автономность, что в современном мире является залогом национальной безопасности.
Все это ярко видно, если посмотреть на три крупнейших украинских промышленных предприятия, которые могут пострадать от действий Порошенко сильнее всех – запорожский «Мотор Сич», николаевский «Зоря – Машпроект» и харьковский Турбоатом.
Двигатели для вертолетов и самолетов
По экспертным оценкам, одно из крупнейших украинских машиностроительных предприятий «Мотор Сич» поставляет около 80% своей продукции в Россию. Правда, президент компании Вячеслав Богуслаев говорит о меньшей зависимости от российского рынка. Так, по его словам, в 2014 году «Мотор Сич» планирует произвести для российских заказчиков около 400 вертолетных двигателей из общего объема производства порядка 1000 штук.
Однако невозможность поставить в Россию даже 40% своей продукции приведет к катастрофическим экономическим и социальным последствиям для украинского предприятия. А украинская казна потеряет как минимум 400 млн гривен в виде налогов, если учесть, что в 2013 году «Мотор Сич» заплатил налогов на 1 млрд гривен (примерно 100 млн долларов).
У «Мотор Сич», конечно, есть заказчики в других странах, однако они имеются только благодаря тому, что Россия поставляет свои вертолеты в эти зарубежные страны. Так, Китай никогда не подписал бы с «Мотор Сич» контракт в 2008 году на поставку 63 двигателей ТВ3-117В, если бы КНР не покупала российские вертолеты Ми-171. Как только появится возможность покупать и вертолеты, и двигатели к ним в одной стране – России, «Мотор Сич» потеряет не только российский рынок, но и многие другие.
«Объединенная двигателестроительная корпорация достаточно тесно работает с компанией «Мотор Сич». Двигатели, которые сегодня устанавливаются на самолеты и вертолеты и задействованы в выполнении задач армейской и военно-транспортной авиации РФ, серийно изготавливаются на украинском предприятии «Мотор Сич», а также на санкт-петербургском заводе «Климов», который входит в ОДК», – говорит газете ВЗГЛЯД представитель ОДК Анастасия Денисова.
Так, «Вертолеты России» закупают украинские двигатели ТВ3-117/ВК-2500 для вертолетов Миля и Камова, Д-136 – для вертолета Ми-26. Объединенная авиастроительная корпорация закупает у «Мотор Сич» двигатель Д-436 для самолетов Ан-148, которые собираются в Воронеже, и двигатели Д18Е для самолетов Ан-124 «Руслан». ОДК приобретает авиационные двигатели АИ-222-25 для учебно-тренировочных самолетов Як-130. Кроме того, «Мотор Сич» осуществляет поставку в Россию ряда комплектующих для авиационных двигателей АИ-222 и Д-436.
И в целом ОДК еще несколько лет назад начала реализовывать программу импортозамещения. «Процесс замещения критически важных импортных агрегатов и комплектующих изделий планируется завершить в течение двух лет», – говорит Денисова.
Стоит обратить внимание, что права на вертолетные двигатели ТВ3-117 и ВК-2500 принадлежат России, хотя они и собираются на территории Украины. Таким образом, Россия с особой легкостью может организовать производство ТВ3-117 и ВК-2500 на своей территории, достаточно будет лишь построить завод.
Собственно, под Санкт-Петербургом уже завершается строительство нового конструкторско-производственного комплекса, где будет сосредоточен весь цикл производства вертолетных двигателей от разработки до серийного изготовления и сопровождения в эксплуатации. Это позволит более чем вдвое увеличить объемы производства двигателей, полностью обеспечив потребность российского рынка и снизив зависимость от иностранных поставщиков, отмечает Денисова.
В 2014 году новый конструкторско-производственный комплекс ОДК сможет выпустить около 60 вертолетных двигателей, в 2015 году – 120. Предполагается постепенное наращивание объемов производства до необходимых 500 штук в год, отмечают в ОДК.
Двигатели для кораблей
Практически та же самая ситуация и по николаевскому предприятию «Зоря – Машпроект». Эта украинская компания поставляет газотурбинные двигатели почти для всех военных кораблей в России. В частности, «Зоря – Машпроект» изготавливает турбины для российско-украинского СП «Турборус» с НПО «Сатурн» (Рыбинск) для кораблей МВФ РФ.
Самое главное, то, чего Украина лишится из-за разрыва отношений с Россией, будет утеряно безвозвратно
В частности, речь идет о газотрубинном двигателе М90ФР максимальной мощностью 27 500 л. с., а также дизель-газотурбинном агрегате М55Р для фрегатов проекта 22350. Головной проект этого проекта «Адмирал Советского Союза Горшков» был спущен на воду в 2010 году, сейчас заложены еще два корабля. А к 2020 году планируется построить шесть–восемь таких судов. В этом проекте «Зоря – Машпроект» производит газогенератор и редуктор, а российское НПО «Сатурн» – силовую турбину.
Доля экспорта «Зори – Машпроекта» в выручке составляет вообще критичные 90–95%. Хотя объем выручки относительно небольшой для двигателестроительной отрасли – порядка 250–300 млн долларов.
С одной стороны, «Зоря – Машпроект» – крупнейшее в СПГ двигателестроительное предприятие в сегменте газовых турбин для военных кораблей. Однако без России экспорт украинских турбин крайне затруднителен. «Зоря – Машпроект» самостоятельно заключила до сих пор только три одиночных экспортных контракта – с Китаем, Сингапуром и США. И больше заказов от этих стран не получала. Внутри самой Украины спроса на продукцию «Зори – Машпроекта» фактически нет. Поэтому без России это предприятие выжить вряд ли сумеет.
Тогда как Россия и в этом сегменте уже начала работать над программой импортозамещения. В частности, уже созданы двигатели М75РУ максимальной мощностью 7000 л. с. и М70ФРУ максимальной мощностью 14 000 л. с., которые являются базовыми высокоэкономичными автоматизированными судовыми газотурбинными двигателями 4-го поколения. «В различных сочетаниях они полностью обеспечивают существующие и перспективные потребности ВМФ и Погранслужбы ФСБ в оснащении кораблей и катеров, запланированных к строительству в ближайшие 10–15 лет», – говорит представитель ОДК.
К слову, «Зоря – Машпроект» производит продукцию и для российской энергетики. Так, крайне доходным для украинского завода стал заказ на строительство газопровода «Северный поток», который по иронии судьбы снижает значение Украины как транзитера российского газа в Европу.
Турбины для АЭС
Харьковский Турбоатом поставляет турбины для АЭС, строящихся Росатомом, а также для гидро- и тепловых электростанций. По оценкам самой компании, ее доля на мировом рынке турбин для АЭС составляет целых 13%. Россия и другие страны СНГ закупают 60% продукции Турбоатома.
Причем в последние годы это украинское предприятие снижало объемы экспорта, наращивая внутренние заказы. Так, в 2011 году доля экспорта турбин составляла 67%, в 2012 году – 60%, а в прошлом году и вовсе 48%. При этом в 2013 году предприятие сумело увеличить чистую прибыль почти в два раза, заработав 584 млн гривен, или 68,5 млн долларов. Однако повторить такой успех в этом году вряд ли получится, а без российского заказчика Турбоатом ждет резкое падение.
Дело в том, что в 2013 году внутри Украины было сразу несколько выгодных заказов на паровые турбины для ТЭС и ДТЭК. Однако все это разовые заказы. В условиях кризисной экономической ситуации на Украине рассчитывать на строительство внутри страны новых электростанций не приходится.
А вот российский Росатом, а также Русгидро – это долгосрочные заказчики на века с высокобюджетными контрактами. К примеру, на 2013 год объем заказов по компании «Русгидро» составил около 100 млн долларов. Поэтому неудивительно, что кабинет министров Украины утвердил скромный финансовый план Турбоатома на 2014 год с ожидаемой прибылью всего в 380 млн гривен. Без России харьковский завод не получит и этого.
Попытки Турбоатома выйти на новые рынки потерпели крах. В той же Европе хватает собственных мировых производителей турбин – Skoda, Siemens, Alstom. «Турбоатому опасно терять позиции на российском рынке, несмотря на тот факт, что его продукция уходит более чем в 40 стран по всему миру. Доминировать на рынке производителей турбин для электростанций украинскому производителю мешают западные конкуренты», – говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Более того, конкуренты Турбоатома сами страдают от нехватки заказов. Так, Pilsen Steel (бывшая Skoda) обанкротился и находится в состоянии санации, остальные заводы находятся в похожем состоянии. Поэтому новому заказчику в лице Росатома европейские концерны будут только рады. Не говоря уже о том, что некоторые аналоги «турбоатомских» турбин производятся уже сейчас в Санкт-Петербурге. В целом на замену газотурбинного оборудования, которое делает Турбоатом, потребуется от двух до трех лет (год на освоение, год на испытание и год на производство), говорит Антон Ковалев.