На прошлой неделе Госпотребинспекция Украины изъяла из продажи и запретила импорт конфет российских фабрик «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Русский шоколад» и концерна «Бабаевский». Запрет коснулся также сыров «Президент» с завода «Лакталис-Истра» и консервированной рыбы с предприятий «Вичюнай Русь» и «Роскон» из-за их «несоответствия украинскому законодательству».
Нанести существенный удар по России Киев может, только если откажется от российских нефти и газа, на что, по понятным причинам, Украина не пойдет
В понедельник Роспотребнадзор приостановил ввоз молочной продукции шести украинских производителей из-за выявленных нарушений, в частности фальсификации, сообщает ведомство.
В нынешней ситуации действия украинских властей в отношении российских товаров выглядят больше политическими. Во-первых, инициатором проверки российских товаров, как сообщали украинские СМИ, был лидер фракции «Свобода» в Верховной раде Олег Тягнибок. Во-вторых, за выявленными Госпотребнадзором Украины нарушениями двух законов – о безопасности и качестве пищевых продуктов и защите прав потребителей – скрывается отсутствие на российских товарах маркировки на украинском языке. К качеству российских товаров претензий никаких предъявлено не было, что подтвердили в Россельхознадзоре РФ.
Кроме того, в российском ведомстве указали, что изъятие и запрет российских товаров произошли без лабораторных исследований, а производителям и контрольным органам России не было сообщено об этом заранее. Все эти процедуры требуются по международным правилам, в частности ВТО.
В свою очередь Россельхознадзор заранее предупредил Украину, что вводит усиленный лабораторный контроль поставляемых товаров и что украинская продукция должна соответствовать ветеринарно-санитарным требованиям России и Таможенного союза (в мае 2013 года Украина заключила меморандум о сотрудничестве с ТС).
Россельхознадзор в результате проверки обнаружил конкретные нарушения по качеству украинских сыров. В частности, сыры производства украинских ЧП «Рось», филиала «Ахтырский сыркомбинат», «Пирятинского сыркомбината» не соответствуют требованиям технического регламента на молоко и молочную продукцию по жирно-кислотному составу. Сыры с «Пирятинского сырокомбината» еще и не соответствовали требованиям регламента по массовой доле белка, жира и влаги.
В сырах украинских «Золотоношского маслодельного комбината» и «Техмолпрома» также выявлено несоответствие регламенту РФ. В черный список попала и продукция украинского завода «Гадячсыр».
К качеству украинской молочной продукции возникали претензии уже неоднократно. Национальный союз производителей молока объяснял проблему тем, что на фоне падения производства молока объем производства сыров на Украине растет. Откуда сыропроизводители берут сырье? Ответ напрашивается сам собой, если обратить внимание на другой факт: Украина стала крупнейшим в мире импортером тропического пальмового масла. То есть возникает риск, что в украинских сырах вообще нет молока. Российский техрегламент ограничивает использование растительных жиров в сыроделии, тогда как на Украине таких норм нет.
Россия, как всегда, заранее предупредила, что при обнаружении нарушений импорт будет ограничен. Причем речь шла как об импорте молочной, так и мясной продукции. Поэтому следует ожидать, что проверки украинской мясной продукции также могут выявить нарушения и привести к запрету ввоза в РФ. Под угрозой, в частности, импорт украинских сарделек «Элитекс». Они у ведомства под пристальным вниманием.
Может показаться, что конфетная война со стороны Украины – вполне логичная реакция на недавний арест счетов липецкой фабрики украинской компании Roshen (бизнесмена Петра Порошенко, который может побороться за президентство на Украине). Из-за этого липецкая фабрика вынуждена была приостановить работу.
Однако проблемы у этой украинской компании начались задолго до захвата власти на Украине в этом году и ухудшения отношений с Россией. Арест счетов Roshen связан с делом 2011 года, когда московская кондитерская фабрика «Рот Фронт» первый раз подала в суд на Roshen, которая производила и продавала конфеты «Ласточка-певунья», схожие по названию с конфетами «Ласточка».
«Рот Фронт» сначала потребовал взыскать 30 млн рублей за неправомерное использование бренда, что было удовлетворено Арбитражем Липецкой области. А в 2012 году был подан повторный иск с увеличенными претензиями к украинскому производителю до 212 млн рублей, который также был удовлетворен судом. Однако фабрика Roshen в Липецке задолженность не оплатила, поэтому судебный пристав и наложил арест на банковские счета кондитерской фабрики.
Украине выгодней остановиться
Торговые войны, в том числе молочные и конфетные, между Россией и Украиной совсем не редкость. Их последствия для Украины всегда более чувствительны. Как минимум потому, что российская экономика почти в шесть раз больше украинской: ВВП Украины в 2013 году оценивается в 337 млрд долларов, ВВП России – в 2 трлн долларов.
Во-вторых, Украина в торговом плане больше зависит от России, чем наоборот. По данным международного фонда Блейзера, Украина продает товара в Россию на 25% своего ВВП, тогда как Россия поставляет на Украину своей продукции лишь на 5–7%, где львиная доля приходится на энергоресурсы. По данным портала внешнеэкономической торговли РФ, Россия остается главным торговым партнером Украины, тогда как главным торговым партнером для России является ЕС (49% российского товарооборота), а также Китай, Япония, США и Республика Корея. На страны СНГ в 2012 году приходилось всего 14,1% товарооборота.
«В 2013 году объем товарооборота между двумя странами уже упал на 25% по сравнению с 2012 годом. Как мне кажется, российская экономика этого почти не заметила», – замечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Украина – малая экспортно-ориентированная экономика, и сельскохозяйственный экспорт исторически занимал значительную долю в структуре экспорта страны. Сейчас украинский экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья в Россию в три раза больше российского импорта по данной группе товаров, указывает Лукашов. Доля украинских продуктов в экспорте в Россию составляет всего около 10%. Россия закупает на Украине в основном оборудование, машиностроительную продукцию, металлы и минеральное сырье. В нынешних условиях, когда украинская экономика находится в преддефолтном состоянии, сокращение экспортной прибыли даже одних молочных производителей в разы ощутимей.
В отличие от России, у украинских производителей меньше шансов найти замену российскому покупателю. У Белоруссии своего молока много, и она активно экспортирует его в Россию. Европейский рынок, даже если бы и захотел есть украинские сыры, не будет покупать его. Поставлять украинскую молочную продукцию в Европу сейчас просто нереально, так как она не соответствует нормам ЕС. Об этом уже не раз говорили в Союзе молочных предприятий Украины.
Более того, сам ЕС не будет закупать украинские сыры, даже если украинские заводы переведут под европейские нормы. Страны Запада заинтересованы лишь в приобретении украинского зерна, кукурузы, сои и других видов сельскохозяйственного сырья, тогда как сельхозпереработку предпочитают осуществлять в Евросоюзе. «Вывоз сырья и последующая продажа произведенных из него товаров в другие страны – это базовый фундамент существования западной экономики. Все знают про замечательный швейцарский шоколад, так же как и то, что какао не растет в Швейцарии», – говорит Дмитрий Лукашов.
Нанести существенный удар по России Киев может, только если откажется от российских нефти и газа, на что, по понятным причинам, Украина не пойдет. Это для страны смерти подобно.
Какие бы еще пищевые товары Украина ни запретила, для России это будет лишь небольшой укол, от которого через короткое время даже следа не останется. Белорусы, например, особенно рады будут забрать себе долю украинских поставщиков молочной продукции. Тогда как торговые ограничения со стороны Москвы для Киева чреваты в конечном счете даже банкротством производителей.
При этом у России куда больший простор для торговых ограничений и запретов и без меньших потерь для себя. Тогда как у Украины руки по торговым запретам связаны. Киеву стоит вспомнить август 2013 года, когда Россия на несколько дней фактически остановила торговлю с Украиной, наглядно показав, насколько ее сосед экономически зависит от нее. По оценке Федерации работодателей Украины, если бы ситуация на таможне не была урегулирована, потери украинских компаний могли бы составить 2,5 млрд долларов за полгода, то есть 5 млрд долларов за год. Это не на шутку испугало украинских экспортеров и руководство страны: решение проблемы вышло на самый высокий уровень.
Поэтому если Киев не остановится и за первым витком последует продолжение торговых ограничений, то все это может привести к плачевным последствиям для экономики страны. Хотя, казалось бы, куда уж хуже. Но большой вопрос: захочет ли и за это расплачиваться «дяденька» из ЕС? Платить за купленный Украиной газ Европа, к примеру, не спешит.