Болгарский премьер-министр Бойко Борисов на заседании правительства страны заявил, что газовый хаб нужно построить в Болгарии, а не в Турции. Он предложил разместить газораспределительный центр в портовом городе Варна, где должен был начаться сухопутный участок «Южного потока». Отсюда сырье будет распределяться под наблюдением Еврокомиссии, полагают в Софии. Борисов заявил, что Болгария сможет помочь России строить газопровод до своей границы без каких-либо обязательств.
Если строить новую трубу в Турцию по короткому маршруту, то расстояние будет в два раза меньше, чем до Болгарии
Отметим, что турецкий министр энергетики Танер Йылдыз ранее сообщил, что Турция не планирует участвовать в финансировании строительства морской части газопровода из России и может взять на себя лишь расходы по сухопутной части. «Мы будем рассчитывать свои расходы для той части трубы, которая будет проходить по Фракии (европейская часть Турции), – сказал Йылдыз. – Мы сейчас ведем переговоры о совместной компании для реализации этого проекта. У нас нет пока никаких идей по стоимости морской части трубы, так как мы не являемся участниками строительства морской части».
Сообщается, что Борисов обсудил свою идею с другими членами правительства еще в среду и не встретил возражений. Болгарский премьер поручил направить письмо с предложением вице-президенту Еврокомиссии по энергетическому союзу Марошу Шефчовичу и председателю Евросовета Дональду Туску. Украину Борисов также не обделил вниманием. «Потом мы сможем продавать газ и Украине, если там будут проблемы или кризис», – цитировало выступление Борисова на заседании правительства издание Bpost.
«Практически как с колонией»
Запад, навязав Болгарии отказ от «Южного потока», поступил с ней «практически как с колонией. Просто стыдно», – заявил в четверг председатель Госдумы Сергей Нарышкин на заседании «Открытой трибуны» на тему «Россия и Евросоюз: перспективы партнерства».
Спикер также напомнил, что уже сейчас эксперты оценивают ущерб европейской экономики от санкций и антисанкций в десятки миллиардов евро только в этом году. «А к этому, наверное, нужно прибавить еще и упущенную выгоду от несостоявшихся проектов, таких как «Южный поток», который был остановлен и решениями Еврокомиссии, и навязанным Вашингтоном и Брюсселем решением Болгарии», – добавил он.
Российский Газпром в среднесрочной перспективе останется единственным экспортером трубопроводного газа, подчеркнул также в четверг замминистра энергетики России Кирилл Молодцов.
«Сейчас обсуждаем Фракию»
Свои идеи расположения нового газового потока, на этот раз в Турции, высказал ранее Танер Йылдыз. «У нас есть два варианта маршрута – это (город) Самсун и Фракия. Мы сейчас обсуждаем Фракию. Так как в Самсун уже поступает газ из «Голубого потока». Согласно нашей энергетической стратегии нам надо диверсифицировать наши маршруты. Как заявили наши лидеры, BOTAS и Газпром будут сотрудничать в рамках меморандума о взаимопонимании, который не имеет юридической обязательности. И наши компании уже начали работу по этому меморандуму», – пояснил он.
В понедельник ОАО «Газпром» объявило о создании предприятия «Газпром Русская» для строительства газопровода в Турцию, сообщил журналистам официальный представитель газового холдинга Сергей Куприянов. Ранее производители стальных труб в России сообщили, что весь объем продукции для остановленного «Южного потока» будет перенаправлен на новый проект газопровода для Турции.
Турция – второй по величине рынок сбыта для Газпрома после Германии. В 2013 году Газпром экспортировал в Турцию 26,6 млрд кубометров газа. Поставки российского газа в Турцию осуществляются по газопроводу «Голубой поток» и Трансбалканскому газопроводу. Ранее производители стальных труб в России сообщили, что весь объем продукции для остановленного «Южного потока» будет перенаправлен на новый проект газопровода для Турции.
Непостоянная София
Заметим, к слову, что действующий глава правительства Болгарии «отметился» тем, что еще в 2009 году, впервые возглавив кабинет министров (тогда он пробыл на этом посту до марта 2013-го), потребовал приостановить переговоры по энергопроектам, совместным с Россией – включая и сооружение болгарского участка «Южного потока». Тогда Борисов возлагал надежды на участие страны в «Набукко» – так и не реализованном проекте магистрального газопровода из Туркмении и Азербайджана через Турцию в страны ЕС.
В июне нынешнего года Борисов еще до победы его партии на выборах (что позволило ему вернуться в премьерское кресло) выступил за разрыв контракта с российской компанией «Стройтрансгаз» на строительство «Южного потока».
Как известно, 1 декабря президент России Владимир Путин заявил, что российская сторона не может в нынешних условиях продолжить реализацию «Южного потока». Из последующих разъяснений министра энергетики России Александра Новака стало известно, что решение, которое принял лично президент Путин, было принято не только «с учетом позиции Еврокомиссии», но и «с учетом того, что мы не получили разрешение от Болгарии». Он добавил, что при таких обстоятельствах «начинать проект – нелепо». Глава Газпрома Алексей Миллер также подтвердил, что проект закрыт и возврата к нему не будет.
#{intervieweco}После этого в Софии внезапно сменили свою точку зрения. Уже 4 декабря премьер Борисов сначала выражал надежду на продолжение реализации проекта. Четыре дня спустя он заявил, что София, более того, будет даже настаивать на строительстве газопровода перед Еврокомиссией: «Я продолжаю придерживаться позиции, что «Южный поток» должен пройти через территорию Болгарии, так как он полезен для страны». Премьер подсчитал, что косвенные доходы от проекта будут гораздо больше, чем от транзита в 400 млн евро.
«Где гарантии?»
«Болгария хотела бы начать выкупать топливо, поступающее через хаб, и тем самым становиться самостоятельным игроком на энергетическом рынке», – пояснил в комментарии газете ВЗГЛЯД президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Эксперт отмечает, что, видимо, по мнению болгарских властей, это решит проблемы с брюссельскими евробюрократами. «Но, во-первых, не надо забывать о том, что Брюссель заблокировал сделку Южного потока под давлением Вашингтона, и привлекать кредитные средства для строительства проекта достаточно сложно. Во-вторых, Москва очевидно не хочет давать возможность Болгарии самостоятельно торговать энергоносителями, ей необходимы гарантии официального статуса проекта, – отмечает Абзалов. – Где гарантии, что месяца через три–четыре Болгария опять не поменяет свою точку зрения, исходя из требований ЕС?»
Данное заявление означает, что Болгария готова идти на компромиссы, а ЕС готов «раскрыть поток», но это скорее декларация намерения, нежели конкретное предложение.
«Кто построит трубу от берега?»
Болгария ни при каких обстоятельствах не сможет продавать газ Украине, это противоречит «философии» Третьего энергопакета Евросоюза, заметил в разговоре с газетой ВЗГЛЯД директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«По требованиям Третьего энергопакета, инфраструктура должна была независимой от производителей газа. Но он также предусматривает отказ от перепродавцов. Так что в этом вопросе премьера лихо занесло», – отмечает Симонов.
Эксперт полагает, что Болгария не сможет найти желающих достроить сухопутную часть трубы. Высказана идея – реанимировать проект «Южного потока», но ограничиться лишь морской частью трубы. В этом случае можно обойтись без Турции как транзитной страны. Но даже если допустить, что предложение будет реализовано, то, как отмечает Симонов, возникает ряд вопросов. «Первый – кто будет строить эту трубу дальше, от болгарского берега? – спрашивает эксперт. – Болгария предлагает сохранить «Южный поток», только заменить российского инвестора. Ну и кто же это будет? И почему этих инвесторов раньше не возникло?»
С Грецией и Италией проблем не будет
Строительство трубы от турецко-греческой границы – не столь сложный вопрос: у европейцев есть проекты строительства Трансадриатического газопровода (TAP) для транспортировки газа из Прикаспийского региона и с Ближнего Востока в Западную Европу. Россия может предлагать расширить этот проект и использовать трубу TAP для доставки российского газа в Италию, которая должна была стать одним из основных потребителей топлива по «Южному потоку».
«В Италию, которая является крупнейшим потребителем нашего газа на европейском рынке, поставлять через Грецию проще, чем через Болгарию», – поясняет Симонов. Плюс три миллиарда кубометров потребляет сама Греция как транзитная страна. «То есть там имеется газопроводное решение, – констатирует Симонов. – А с Болгарией все сложнее: там даже идеи пока нет». Есть только пожелание заново запустить «Южный поток».
«Расстояние в два раза меньше, чем до Болгарии»
Пока проект строительства газопровода в Турции выглядит более выгодным для стран – потребителей энергии. Если «транзитную» трубу пустят в Турцию, то 14 миллиардов кубов будет потреблять сама Турция, поясняет Симонов.
«Турецкая труба имеет свою экономическую логику: если строить новую трубу в Турцию по короткому маршруту, параллельно «Голубому потоку», то расстояние будет в два раза меньше, чем до Болгарии, – констатирует эксперт. – Россия экономит. Плюс Турция уже заявила, что готова строить сухопутный участок трубы до Греции за свой счет». Это, конечно, еще предмет обсуждений, ведь в таком случае Турция станет собственником этого участка.