Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «отвечая на вызовы, которые стоят перед нами», объявил о начале реализации новой экономической политики под названием «Нурлы жол» («Светлый путь»). Главная задача новой политики – выполнение масштабной инфраструктурной программы. Необходимо создать такую транспортную сеть, чтобы от Астаны радиусами расходились автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали, говорит президент.
Не секрет, что у нас многие товары не поступают на рынки только потому, что их невозможно туда своевременно довезти
Новая экономическая политика «Нурлы жол» должна стать двигателем роста экономики республики в ближайшие годы – кризисные годы для мировой экономики. «Только за счет строительства дорог будут созданы новые 200 тысяч рабочих мест. «Нурлы жол» произведет мультипликативный эффект для других отраслей экономики Казахстана»», – говорит Назарбаев.
При этом ежегодно в течение следующих лет из Национального фонда будет выделяться по 3 млрд долларов дополнительно на реализацию приоритетных проектов. Казахстан может себе это позволить, учитывая, что объем накопленных в Нацфонде средств превышает 105 млрд долларов.
«Все эти годы доходы от добычи сырья и его продажи мы откладывали в этот фонд. 10 миллиардов долларов мы направили на борьбу с кризисом 2007–2009 годов. Остальные деньги мы не проели и не потратили, а сохранили и приумножили. Сейчас наступает тот самый период, когда мы должны использовать эти резервы. Они помогут преодолеть непростые времена и стимулировать рост нашей экономики», – заявил в послании к народу президент Казахстана. Средства из фонда будут направлены также не развитие энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, добавил он.
В частности, в инфраструктуру ЖКХ требуется инвестировать не менее 2 трлн тенге. Назарбаев обещает выделять на нее ежегодно не менее 200 млрд тенге (50,7 млрд долларов) вплоть до 2020 года.
В целом план по развитию инфраструктуры рассчитан на пять лет и совпадает со второй пятилеткой реализации программ индустриально-инновационного развития страны, где намерены участвовать более 100 зарубежных стран. Инвестиционный портфель оценивается в 6 трлн тенге или порядка 40 млрд долларов, при этом доля государства составит всего 15%.
Экономика Казахстана сегодня является одной из наиболее стабильных в СНГ, ее показатели более высокие, говорит Платон Магута из «Фонда Магута». Так, рост ВВП – 4% (что по сравнению с минусом на Украине и 0,3% в России очень неплохо), инфляция не превысит 6,5%, тенге после девальвации в 2013 году держится довольно стабильно.
Корни успеха лежат еще в кризисе 1998 года, из которого Казахстану удалось выйти быстрее и менее болезненно. С 2000 года Казахстан стал наиболее инвестиционно привлекательным государством СНГ, в мировом рейтинге он занял 81-е место, для сравнения, Россия была на 95-м, напоминает первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.
«Казахстану удалось значительно продвинуться в развитии собственной экономики за счет иностранных инвесторов. В стране приняли достаточно либеральное налоговое законодательство, по которому средняя ставка подоходного налога составила 8,5%. В результате доля иностранных инвестиций в экономику Казахстана была втрое выше, нежели в российской», – рассказывает она.
Однако в этом году Казахстан столкнулся с замедлением темпов роста своей экономики. Если раньше страна росла на 8–10% ежегодно благодаря высоким ценам на нефть и притоку дешевых денег в банковскую систему, то в 2012 году она выросла только на 5% по сравнению с 7,5% годом ранее. На 2014–2016 годы правительство ожидало рост экономики на 6–7,1% ежегодно. Однако уже в первом полугодии стало понятно, что этого не получится. За 10 месяцев года ВВП страны вырос только на 4%. По итогам года власти ждут лишь 4,3%.#{ussr}
Замедление произошло из-за снижения промышленного производства, которое связано с замедлением темпов экономического роста основного торгового партнера – России. В итоге спрос в России на экспорт из Казахстана снижается. Падение мировых цен на нефть во втором полугодии также бьет по республике.
Чтобы вернуться на шести-семипроцентный рост ВВП, Назарбаев и делает ставку на развитие инфраструктуры, в первую очередь дорог. «Нурлы жол» является своевременной реакцией на геополитические изменения в мире, а ставка на инфраструктурные проекты – уже проверенным рецептом для страны, считает представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов. Казахстан уже давно активно строит дороги, что отражалось на росте ВВП.
«Я думаю, ближайшие проблемы – это падение цен на сырье, в первую очередь нефть, и стагнация на основных мировых рынках – ЕС, Китая и России, а также снижение иностранных инвестиций. Все это будет негативно влиять на экономику Казахстана в ближайшее время», – говорит Шибутов. В связи с этим Астана дала стандартный антикризисный ответ – развитие внутренней инфраструктуры. В России МЭР также постоянно на этом настаивает, хотя есть и противники политики трат, а не накоплений.
«Почему именно инфраструктура? Ответ прост: развитие этой системы позволяет получить синергетический эффект, то есть даст положительный результат сразу по нескольким направлениям», – говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Казахстан расположен на стыке Европы и Азии. Так как Москва и Пекин укрепляют сотрудничество, то скоро самым перспективным направлением станет Россия – Казахстан – Китай и обратно. «Благодаря новым дорогам сократится время доставки, снизятся транспортные издержки, а в конечном результате также себестоимость и конечная стоимость товаров. Товары казахстанского производства станут более конкурентоспособными. Кроме того, в структуре национальной экономики появится мощная статья дохода – транспортные перевозки», – говорит Касьянова.
«Это позволит оживить экономику и при этом создать новые точки роста внутри страны – не секрет, что у нас многие товары не поступают на рынки только потому, что их невозможно туда своевременно довезти. Так что я думаю, так как рецепт испытанный и проверенный – он будет успешным. Кроме того, примерно 40% из потраченных средств тут же возвращается обратно государству в виде налогов. Так что «Нурлы жол» поможет стране, особенно если дороги будут хорошие», – считает Шибутов, которого цитирует BNews.kz. При этом, по его мнению, упор надо делать на развитие железных дорог и контейнерных перевозок, наливных эстакад и складов.
Впрочем, Касьянова сомневается, что на этот раз Астана сможет привлечь такие же объемы иностранных инвестиций, как раньше. Многим странам, в том числе ЕС и России, предстоит решать свои внутренние проблемы, поэтому им не до инвестирования в другие экономики. Однако главным потенциальным инвестором в ближайшие годы станут государства АТР, на что, скорее всего, и будут рассчитывать в Астане.
Так как Казахстан является членом Таможенного союза, а с 1 января заработает Евразийский экономический союз, то успехи Астаны будут только на руку Москве. «Реализация новой программы Казахстана благоприятно скажется не только на его национальной экономике, но и на уровне развития соседних стран и активизации интеграционных процессов на евразийском пространстве», – уверена Касьянова.