Руководство России и представители нефтегазового бизнеса называют настоящей трагедией гибель главы Total Кристофа де Маржери из-за катастрофы самолета бизнес-авиации Dassault Falcon. Бизнесмен прилетал в Москву для участия во встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, посвященной иностранным инвестициям в Россию.
Россия – это партнер, и не стоит тратить время на защиту от соседа... от России, которая неоднократно нас выручала
Маржери погиб в ночь на вторник, при взлете из московского аэропорта Внуково. Его самолет врезался в снегоуборочную машину, которой, по данным СК РФ, управлял пьяный водитель. Вместе с Маржери погибли еще три члена экипажа. СК РФ считает приоритетными версиями случившегося ошибку диспетчера и действия снегоуборщика, но также проверяются версии о погодном факторе и ошибке пилотирования. Возбуждено уголовное дело.
«Владимир Путин давно знал де Маржери, находился с ним в тесном рабочем контакте. Президент высоко ценил деловые качества де Маржери, его последовательную приверженность делу развития не только двусторонних российско-французских отношений, но и взаимовыгодной многогранной кооперации в целом», – рассказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, высказавший соболезнования в связи с его трагической гибелью от имени российского президента.
«Прошу Вас передать самые искренние соболезнования и слова сочувствия родным и близким Кристофа де Маржери – выдающегося французского предпринимателя, который стоял у истоков многих крупных совместных проектов, заложивших основу многолетнего плодотворного сотрудничества между Россией и Францией в энергетической сфере. В лице Кристофа де Маржери мы потеряли настоящего друга нашей страны, о котором сохраним самую добрую память», – написал в телеграмме французскому президенту Франсуа Олланду Владимир Путин.
Олланд также выразил соболезнования родственникам и друзьям погибшего, его сотрудникам, отметив талант де Маржери, его независимость и преданность своей стране. К соболезнованиям присоединилась российская компания «Газпром», глава Минэнерго России, экс-министр финансов России и глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин и многие представители бизнеса.
Харизматичный друг России
Те, кто знал Маржери, называют его оригинальным и обаятельным человеком, самым честным и откровенным среди всех руководителей нефтяных компаний, гениальным мыслителем в сфере энергетики. «Господин де Маржери был талантливым и харизматичным менеджером... Он очень верил в потенциал России остаться сильным и стратегическим партнером Европы», – говорят в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Глава Министерства природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской также высоко оценил человеческие и деловые качества главы Total: «Он был настоящим лидером, человеком, способным широко оценивать ситуацию и обладающим нестандартным мышлением. Его гибель – это большая, невосполнимая потеря для бизнес-сообщества, для всей нефтегазовой отрасли. Блестящий специалист, талантливый предприниматель и общественный деятель, Кристоф де Маржери по праву пользовался высочайшим авторитетом и уважением».
Маржери был ярым противником антироссийских санкций и настоящим другом нашей страны. Поэтому особенно печально, что погиб он в стране, которую так защищал.
«С Маржери мне приходилось лично общаться. И, по моему личному опыту, он был одним из тех бизнесменов, кто не стеснялся в силу всех этих санкционных историй говорить, что Россия является важной страной для инвестиций. Причем не только в кулуарах, а публично», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Я помню, как этой весной мы делали в Париже большую конференцию по российско-европейским отношениям. Маржери думал, выступать или не выступать там. Потому что тогда уже начиналась истерика: мы делали конференцию в Верхней палате французского парламента, и у здания были какие-то демонстранты с украинскими флагами, требовали нас выгнать, не слушать. Тем не менее Маржери пришел – и стал говорить о том, что Total рассматривает Россию как важный регион. А вы представляете, какое давление там оказывается на руководителя Total, насколько тяжело ему было это давление выдерживать? Но он не боялся своей позиции высказывать», – рассказывает Симонов.
Сам Маржери говорил: «Россия – это партнер, и не стоит тратить время на защиту от соседа... Мы стремимся снизить зависимость от какой-то одной страны, неважно какой. Не от России, которая неоднократно нас выручала» (цитата по Reuters). Глава Total открыто говорил, что намеренное снижение импорта из России вызовет рост цен на газ от других поставщиков, что не устроит конечных потребителей.
В августе 2014 года Маржери назвал владельца Volga Group Геннадия Тимченко, включенного в санкционный список США, своим другом. Российский и французский бизнесмены встретились на Петербургском международном экономическом форуме у стенда газового концерна «Новатэк», совладельцами которого являются Total и Volga Group. Глава французской компании при этом подчеркнул, что говорит «от всего сердца».
Французская компания работает в нефтегазовом бизнесе в России уже 20 лет и «не намерена сворачивать свою деятельность», говорил Маржери. «Пока нет санкций, компания будет работать. Но если будут введены санкции, то Total будет вынуждена выйти из проектов, так как нужно исполнять законы», – говорил он.
По словам Кудрина, Кристоф де Маржери многое сделал для прихода инвестиций в Россию. «Компания Total – один из крупнейших западных инвесторов в российском нефтегазе, причем как портфельных, так и в реальные проекты. Она владеет крупным пакетом в «Новатэке», при этом инвестировала в проект «Ямал СПГ», Харьягу и собиралась инвестировать в проекты по добыче сланцевой нефти на Баженовской свите. И вопреки тому, что писали в СМИ, что Total якобы вышла из этого проекта, на самом деле это решение не было принято. Маржери как раз приезжал на переговоры, чтобы в том числе обсудить этот проект. Во время этого визита Total должна была принять решение по сланцевой нефти», – говорит Константин Симонов.
По словам главы Минэнерго России Александра Новака, «сегодня ночью трагически погиб один из самых ярких представителей энергетической отрасли». «Его карьера – пример уникального корпоративного патриотизма, непрерывного профессионального роста, впечатляющих достижений. Концерн Total всегда был надежным партнером российских компаний в реализации технологически сложных, капиталоемких проектов», – цитирует Новака его пресс-служба.
Что будет с проектам в России
Эта катастрофа породила логичный вопрос: что будет дальше с политикой компании в России?
В мае 2014 года Total и ЛУКОЙЛ создали совместное предприятие (51% – у российской стороны, 49% – у французской) для совместной разработки Баженовской свиты в Ханты-Мансийском автономном округе. Совместно с Зарубежнефтью и «Ненецкой нефтяной компанией» Total разрабатывает Харьягинское месторождение.
Крупнейший проект Total в России – «Ямал СПГ», который реализуется вместе с «Новатэком».
«Total никогда не боялась России и всегда реализовывала довольно перспективные проекты. С другими менеджерами из команды Маджери я не знаком, но, на мой взгляд, велики шансы, что Total останется в российских проектах», – считает Симонов.
По его словам, уходить из уже запущенных проектов «Ямал СПГ» и Харьяга нет никакого экономического смысла. «Когда вы уже понесли основные «капексы» (капитальные расходы), дальше генерируете выручку. Как ExxonModil, который из Арктики ушел, но из Сахалина – нет. Если он уйдет из Сахалина, то деньги достанутся, по версии американцев, «путинскому кровавому режиму», так зачем уходить?» – рассуждает нефтегазовый эксперт.
«От «Новатэка» французам отказываться тоже глупо: по прежней цене акции не продашь, а актив-то генерирует хорошую прибыль, российская компания показывает хороший рост. Если будет продажа, то все будут понимать, что она политически мотивирована, и, естественно, Total ничего на этом не заработает», – считает Симонов.
«А проект Баженовской свиты – вообще суперперспективная тема, на которой можно неплохо заработать. Это будущее нашей отрасли», – говорит он.
«Я думаю, что экономические интересы возобладают. Хотя я понимаю, что если уж на Маржери американцы давили, то уж на нового главу Total и подавно будут давить. Хотя в Eni тоже сменился гендиректор, слава богу, не таким способом, но новое руководство компании все проекты в России сохраняет и развивает. Надеюсь, что Total тоже по этому пути пойдет», – резюмирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности.
Во фракции «Единая Россия» также беспокоятся, что Россия понесет колоссальные потери от этого транспортного происшествия, как имиджевые, политические, так и экономические. Такое мнение высказал первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Франц Клинцевич. Хотя он надеется, что произошедшее все же не скажется на планах Total по работе с Россией. «Будут высказаны претензии, и в публичной плоскости. Но вряд ли будут дополнительные решения», – считает он.
Между тем этот случай заставит усилить меры безопасности в аэропортах России, в частности «введут более тщательный контроль за состоянием здоровья всех водителей и людей, которые управляют транспортными средствами и работают на взлетно-посадочной полосе», не исключает Клинцевич, хотя и сейчас там должен быть жесткий контроль.
Тем временем для самой Total эта новость также несет потери. Акции компании на Парижской бирже упали на 2%, до 42,08 евро за акцию, по состоянию на 11.05 мск. При этом капитализация компании снизилась на 2,05 млрд евро – до 100,3 млрд евро.
Руководство французской нефтегазовой компании Total уже заявило, что проведет экстренное заседание в связи с гибелью президента компании. Наиболее вероятными кандидатами на пост президента Total называют двух высокопоставленных менеджеров корпорации – Филиппа Буассо и Патрика Пуйанне, заявил в эфире радиостанции France Info эксперт по французской нефтяной отрасли Эмманюэль Кюни.
«В корпорации Total принято назначать главу корпорации из числа ее высокопоставленных работников. Это связано, в частности, с необходимостью, чтобы все служебные секреты не покидали стен фирмы. Наиболее вероятными кандидатами в настоящее время являются два члена исполнительного комитета Total. Это Филипп Буассо, находящийся на посту маркетингового директора, то есть человек номер два в иерархии корпорации. Вторым возможным будущим генеральным директором является Патрик Пуйанне – нынешний директор отдела нефтепереработки», – сказал французский эксперт.