По итогам 2013 года Газпром планирует поставить в Европу и Турцию около 160 млрд кубометров газа, заявил глава компании Алексей Миллер. По итогам прошлого года в страны дальнего зарубежья экспорт составил 151 млрд кубометров.
Газпром планирует увеличить долю на мировом рынке сжиженного природного газа до 15%. Сейчас она составляет 5%
«Динамика экспортных поставок позволяет нам прогнозировать рост», – заявил Миллер в пятницу на годовом собрании акционеров. Он добавил, что за прошедшие месяцы поставки в Италию выросли в три раза, а по итогам первого полугодия 2013 года рост экспорта российского газа в Европу составил 10%. По словам Миллера, запасы Газпрома по текущей приведенной стоимости оцениваются в 280 млрд долларов, компания по-прежнему является мировым лидером по промышленным запасам газа: на ее долю приходится 18% мировых запасов и 72% российских.
Слова Миллера идут несколько вразрез с тем, что на днях сообщил The Wall Street Journal вице-премьер России Аркадий Дворкович. Он сказал, в частности, что ослабление спроса на газ в Европе и давления регулирующих органов региона побудили Россию изменить свою стратегию на нефтегазовом рынке и наконец выйти на прибыльный азиатский рынок.
«Если Европа предпочитает источники энергии, которые не экологически чистые, то это решение Европы. Все хорошо. Спрос есть и в других регионах мира», – отметил Дворкович. По словам вице-премьера, решение увеличить поставки газа в Азию позволит России выйти на этот рынок в нужное время, передает РИА «Новости».
Есть у Газпрома и другие проблемы в Европе, если не считать повышенного интереса к деятельности компании регулирующих органов и падения спроса. Европейские покупатели российского газа продолжают добиваться через суд снижения цен на топливо. И делают это довольно успешно. Накануне международный арбитражный суд в Вене удовлетворил иск энергетического концерна RWE к Газпрому о пересмотре цен.
Согласно вердикту суда, Газпром должен возместить часть платежей RWE начиная с мая 2010 года. Судьи также постановили пересмотреть цены на газ, зафиксированные в долгосрочных контрактах, за счет индексирования стоимости на рынке, передает ИТАР-ТАСС. Новость для Газпрома неприятная, но ожидаемая. Не в первый раз его клиенты добиваются возвращения денег или снижения цен.
«Клиенты недовольны не только тем, что цена на газ Газпрома существенно превышает спотовые цены, но и жесткими условиями «бери или плати», заложенными в долгосрочные контракты компании. Газпрому просто необходимо вести более мягкую ценовую политику в отношении своих иностранных клиентов, иначе ставшее нормой недовольство перерастет в стабильное снижение потребления газа», – отмечает содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг.
Есть у Газпрома и другие планы по усилению позиций, помимо европейского рынка. Как сообщил Алексей Миллер, концерн намерен расширить свое присутствие в сегменте газомоторного топлива, как в Европе, так и в Азии. По данным «Газпром экспорта», потенциал европейского газомоторного топлива к 2030 году оценивается на уровне 45 млрд кубометров, включая 15 млрд кубометров в виде СПГ. Развитию европейского газомоторного рынка помогают требования по сокращению выбросов вредных веществ, снижение затрат на топливо в бюджетной сфере и сокращение нефтяной зависимости.
В России этот сегмент компанию тоже интересует. Газпром планирует значительное расширение сети автогазозаправок: в 2013 году на эти цели будет направлено до 1 млрд рублей. Газпром хочет воспользоваться тем, что в стране планируется увеличение использования газомоторного топлива, эту идею поддерживает как председатель правительства Дмитрий Медведев, так и президент страны Владимир Путин. По плану Минэнерго, использование природного газа в качестве газомоторного топлива составит в 2013 году 0,5 млрд кубометров, в 2014 году – 0,7 млрд, в 2015 году – 1 млрд, в 2016 году – 1,5 млрд, в 2017 году – 2 млрд, в 2018 году – 2,5 млрд кубометров. То есть, за пять лет объемы должны увеличиться в пять раз.
Количество автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций в 2014 году возрастет до 400 станций с 300 в 2013 году. В 2015 году количество АГНКС составит 600, в 2016 году – 800, в 2017 году – 1 тыс., в 2018 году – 1,2 тыс. Дмитрий Медведев в начале июня подписал постановление о минимуме необходимых услуг на автозаправочных станциях в России, дополнив перечень заправкой газовым топливом.
Владимир Путин, в свою очередь, поручил правительству подготовить предложения по субсидированию регионов из бюджета на покупку техники, работающей на газомоторном топливе, а глава Минэнерго Александр Новак предложил в качестве дополнительного экономического стимула для перевода российского автопарка на газомоторное топливо обнулить транспортный налог для машин, работающих на газе.
В мае Медведев подписал постановление, по которому к 2020 году планируется перевести половину общественного автотранспорта на метан (в городах-миллионниках). Газпром и Роснефть заявили о готовности создать развитую инфраструктуру для заправки метаном, а отечественные производители, в том числе группа ГАЗ и КАМАЗ – о расширении линейки моделей, работающих на метане. По подсчетам группы ГАЗ, к 2020 году потенциальный объем потребления газомоторного топлива в России может вырасти до 3 млрд кубометров газа в год.
Кроме того, как рассказал Алексей Миллер, Газпром планирует увеличить долю на мировом рынке сжиженного природного газа до 15%. Сейчас она составляет 5%. Здесь компанию могут ждать трудности. Как на этой неделе сообщила пресс-служба Газпрома, в 2018 году концерн введет в эксплуатацию два завода СПГ – в Приморском крае и Ленинградской области.
Вопрос заключается в том, что 2018 год – это может быть слишком поздно. Эксперты энергетического центра «Сколково» выпустили исследование, согласно которому всем, кто хочет получить свою долю рынка СПГ, следует поторопиться. Сейчас на СПГ приходится 30% мировой торговли газом, указывается в исследовании. Экспортом занимаются 18 стран. К 2030 году спрос на СПГ в мире вырастет больше чем в два раза, достигнув 500 млн тонн в год.
К 2020 году ввод мощностей удвоится и составит порядка 580 млн тонн в год. Наибольший прирост мощностей ожидается в 2015 и 2017 годах. Эксперты «Сколково» отмечают, что потенциальным поставщикам нужно успеть обеспечить источник спроса в период с 2016-го по 2020 год. Проект Газпрома во Владивостоке может выйти на заявленные 10 млн тонн в 2020 году, сообщал глава Минэнерго Александр Новак. То есть, это крайняя граница срока.