Минфин предлагает обязать граждан самостоятельно информировать налоговые органы об имуществе, которое находится в их собственности, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов.
Человек сможет сам заплатить свои налоги через «личный кабинет», не дожидаясь налогового уведомления
«В настоящее время налогоплательщики – физические лица уплачивают имущественные налоги: транспортный, земельный налог, налог на имущество физических лиц – на основании налогового уведомления», – сказал Силуанов.
«Как показывает практика, в ряде случаев сведения об объектах налогообложения могут отсутствовать в базе данных налоговых органов, либо содержать ошибки, что влечет искажение исчисления налогов. Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос о самоинформировании физическими лицами налоговых органов о находящихся у них на праве собственности объектах налогообложения», – сказал Силуанов.
Глава Минфина считает также возможным рассмотреть вопрос о самоначислении гражданами налогов. «Но это не означает, что налоговые органы не должны направлять налоговые уведомления для того, чтобы налогоплательщик заплатил соответствующие налоги», – подчеркнул Силуанов.
Предложение по информированию и самоначислению физлицами налогов включены в основные направления налоговой политики на 2014–2016 годы, добавил Силуанов.
Согласно действующему законодательству, налоговые обязательства граждан РФ наступают только после получения ими налоговых уведомлений. Если налогоплательщик обнаружил ошибку в уведомлении, он должен обратиться в регистрирующие органы для ее исправления.
По сути Минфин поддержал идею Федеральной налоговой службы, которая в марте предложила ввести принцип самоначисления, соответствующий мировой практике.
«В мире все платят налоги по принципу самоначисления – это подавляющее большинство стран», – говорил в марте глава ФНС Михаил Мишутин. И аналогичная система должна быть выстроена и в России: человек получает такую обязанность, а «налоговые органы должны ему помогать качественно и комфортно осуществлять ее посредством электронных услуг», говорил он.
При этом на официальном сайте ФНС уже работают 32 электронных сервиса, которыми могут воспользоваться налогоплательщики. Человек сможет сам заплатить свои налоги через «личный кабинет», не дожидаясь налогового уведомления, и забыть об этом на год.
«Принцип самоначисления говорит о том, что человек должен сам знать о своем имуществе, о том, где, сколько и чего он купил, сколько он заработал, начислить и уплатить налоги», – сказал Мишустин.
В России система построена иначе: на налоговые органы возложены не только функции контроля за соблюдением налогового обязательства, но и сервисные функции. При этом, несмотря на переход на принцип самоначисления, налоговые органы продолжат информировать граждан об их налоговых обязательствах. По словам Мишустина, чтобы помогать россиянам, например, заполнить декларацию, нужно создать полноценный институт налогового консультирования, который будет работать во взаимодействии с ФНС.
Налоговые консультанты должны работать на коммерческой основе, между ними должна быть создана конкуренция, чтобы они были доступны населению. «Объединять их надо в саморегулируемые организации, чтобы возможность была таким организациям доставлять людям сервис в любую точку страны», – считает глава ФНС.
Принцип самоначисления налогов действует, к примеру, в США. Там около 200 млн человек сделали и подали декларации о доходах за 2012 год, а также попросили государство сделать соответствующие налоговые вычеты. При этом всего в США проживает 310 млн человек. Получается, что каждый второй американский гражданин самостоятельно начисляет и платит за себя налоги.
Последствия
Однако для России сильной потребности в таком нововведении нет, считает партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.
Россияне вряд ли будут охотно декларировать свое имущественное положение. «Они уже привыкли принимать минимальное участие в процессе уплаты налогов – за них это делают работодатели, а заполнять декларацию по подоходному налогу многим не приходилось вовсе», – добавляет эксперт. В итоге они автоматически оказываются в уязвимом положении, поскольку за счет имущества можно взыскать штрафы и долги, а также запретить выезд за рубеж.
Собственность граждан так или иначе проходит процесс госрегистрации, откуда информация поступает в налоговую службу. И у ФНС есть два варианта, как контролировать процесс декларирования.
«Граждане сами без уведомления платят налоги, а налоговая служба параллельно рассчитывает и контролирует этот процесс за счет своей базы данных. Второй вариант – налоговая служба не ведет тотальной базы, а просто контролирует выборочно граждан, как они уплатили налоги. Но это совершенно непрактичный вариант, так как налоговой в любом случае придется вести базу данных о собственности, чтобы ликвидировать возможность утайки по налогам», – отмечает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.
Что касается ошибок, то налоговые инспекции действительно иногда выставляют ошибочные налоговые требования гражданам на основании недостоверных сведений от регистрирующих органов. Например, по транспортному налогу на машину, проданную несколько лет назад. «Но граждане уже сами принимают активное участие в установлении и доказывании ошибок, собирают справки и договоры, представляют их в налоговые инспекции и регистрирующие органы», – отмечает партнер компании «Налоговик».
Зато нововведение обязательно выльется в дополнительные расходы для граждан. Принцип самоначисления через декларацию предполагает, что налогоплательщики самостоятельно рассчитывают свои доходы, транспортный и земельный налог, производят все установленные вычеты и определяют сумму налога, подлежащую к уплате в соответствии с декларацией. Поэтому в зарубежных странах принято иметь личного налогового консультанта. Россиянам же придется либо научиться считать и разбираться в бухгалтерской отчетности, либо нанимать налоговых консультантов.
При этом расходы ФНС на налоговое администрирование вряд ли снизятся, считает Липатов, потому что перекладывать обязанность сообщать об объектах налогообложения на налогоплательщиков никто не собирается.
«Теоретически предложение могло бы повысить собираемость налогов с физлиц, но на практике оно вряд ли будет работать», – отмечает Липатов. Хотя Минфин точно не снизит налоговые поступления.