Экономика

11 декабря 2013, 21:35

Украина вновь называет цену сближения с ЕС

Фото: кадр из выложенного в сети видео

Киев в обмен на успешную евроинтеграцию предлагает Евросоюзу инвестировать 20 млрд евро в инфраструктурные проекты Украины, в частности в строительство моста через Керченский пролив. Возможно, впрочем, что это политический, а не экономический шаг – таким образом украинские власти вынуждают ЕС официально отказаться от ассоциации, предполагают эксперты.

«Мы предложили Еврокомиссии рассмотреть, в каких условиях будет работать наша промышленность, экономика в целом. Мы предлагаем решить вопрос оказания Украине финансовой помощи. Обозначили примерный объем – 20 млрд евро, подчеркиваю, что идет (речь) не о невозвратной помощи из европейского бюджета. Нет, мы реалисты, мы предлагаем, чтобы Евросоюз принял участие в инвестировании в общие взаимовыгодные проекты», – заявил премьер-министр Украины Николай Азаров.

Если цель у нас общая – успешная евроинтеграция, то давайте, садитесь за стол – вместе отстаивать интересы Украины. Если цель другая, то скажите открыто какая

По его словам, речь может идти о финансировании таких проектов, как «модернизация и расширение европейских транспортных коридоров, создание нового коридора на Кавказ, строительство транспортного прохода через Керченский пролив и другое».

По словам Азарова, сегодня нужно «минимизировать потери для экономики Украины». При этом сейчас европейские чиновники наблюдают за протестами на Майдане и не торопятся обговаривать эти проекты и оказание помощи. И это ставит под сомнение истинные цели протестующих, заявил премьер.

«На кого же работают эти протесты? На еврочиновников или на народ Украины, который срочно требует экономической и финансовой помощи? Если цель у нас общая – успешная евроинтеграция, то давайте, садитесь за стол – вместе отстаивать интересы Украины. Если цель другая, то скажите открыто какая. Власть? Если власть, то для чего? Вы уже были во власти, и ничем добрым народу вы не запомнились», – сказал Азаров.

Власти Украины 4 декабря уже провели первый раунд переговоров с ЕС по «дорожной карте» подписания соглашения об ассоциации, в четверг украинская делегация отправилась в Брюссель для второго раунда.

Нужна помощь

«Инфраструктурные проекты для Украины сейчас крайне важны. Это значит создание лучших условий для развития бизнеса на Украине, обеспечение дополнительной занятности для населения, и главное – это дает дополнительный импульс для украинской экономики, которая в этом году, как ожидается, упадет на 0,2–0,5%», – говорит газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

При этом другой рычаг для стимулирования своей экономики Украина использовать не решается. «Первое, что могло бы помочь экономике, – это монетарная политика (то есть опускание курса гривны – прим. ВЗГЛЯД), но до сих пор на Украине курс национальной валюты воспринимается как политическая, а не экономическая категория», – поясняет Устенко.

Поэтому остается надежда только на развитие инфраструктуры. Однако у самой Украины денег на это нет, а надежды на привлечение частных инвесторов вряд ли оправдаются. «Не скажу, что государственный бюджет Украины пуст, но дефицит колоссальный. В этом году он, скорее всего, превысит 5,5% ВВП. Кроме того, международный рынок заимствований для Украины закрыт, стоимость страховки за риск достигла своего исторического посткризисного максимума. Стоимость заимствований как минимум будет превышать 11%», – объясняет Устенко.

Какой стратегии должна придерживаться Россия по отношению к Украине?






Проголосовать

«Руководство страны планировало привлечь инвесторов путем частно-государственного партнерства и создания концессий. Однако частный инвестор просто так не придет, ему нужны гарантии, что этот долгоиграющий проект со сроками окупаемости 20–30 лет будет в итоге работать в прибыль. Ему нужны в том числе правовые гарантии, которые мог бы обеспечить закон о концессии, но украинский президент до сих пор не подписал его», – указывает Устенко.

«Но даже если бы такой закон уже работал на Украине, где гарантии, что на фоне такой политической нестабильности иностранец или даже местный будет вкладывать средства?» – добавляет он.

У Украины остается три возможности найти средства на инфраструктурные проекты для разгона экономики – попросить у ЕС, РФ или Мирового банка, говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД. «Но Мировой банк может дать средства, только если Украина начинает реальную работу с МВФ. В противном случае Украина может получить 100–150 млн долларов, но не больше», – говорит Устенко. Остаются ЕС и Россия.

У ЕС тоже нет денег

Шансы выторговать у ЕС такую сумму инвестиций в обмен на подписание соглашения об ассоциации у Украины невелики, считают эксперты.

«У ЕС сейчас нет лишних средств на то, чтобы максимально быстро стабилизировать положение внутри собственной группировки, а уж на инвестиции в украинские проекты тем более», – говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.

«По итогам 2012 года дефицит бюджета ФРГ (главной экономики ЕС) сократился до 12,5 млрд евро, а Украина просит у ЕС инвестиции в размере 20 млрд евро. Маловероятно, что руководство Евросоюза согласится вложить такую солидную по нынешним меркам сумму в проекты Киева», – считает она.

Тем более что ЕС – это объединение 28 государств, и они все должны дать согласие на выделение средств. А выделение дополнительных траншей даже для помощи своим же Греции и Кипру дается ЕС достаточно сложно. «Но речь идет о членах Европейского союза, где в обиходе единая валюта. Оказание им финансовой поддержки обойдется дешевле, чем распад ЕС и резкое падение евро. А вот экономика Украины напрямую не завязана с экономикой ЕС – только торговые отношения», – указывает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«У европейцев были баталии, как расходовать бюджет на ближайшие три года у себя в ЕС, а тут падает на хвост 45-миллионное государство», – соглашается Устенко.

Киев не первый раз обращается с просьбой к финансовым институтам. Так, Украина рассчитывала на кредит в 16 млрд евро от МВФ, но фонд предложил только 4 млрд. «Если руководство фонда усомнилось в состоятельности такой сделки, почему ЕС должен инвестировать даже еще большую сумму – 20 млрд евро? Тогда как размах русской души позволяет списывать долги в 29 млрд евро (списанный советский долг Кипраприм. ВЗГЛЯД)», – говорит Тамара Касьянова.

Рискованный мост

Эксперты указывают, что интерес ЕС к Украине заключается не в желании инвестировать в страну. Он объясняется острой необходимостью европейских производителей в новых рынках сбыта.

«Помимо доходов от экспорта на украинские прилавки, ЕС сэкономит на уплате пошлин благодаря созданию зоны свободной торговли. Учитывая структуру промышленности, предприятия Украины не выдержат конкуренции с товарами из ЕС. Таким образом, группировка из 28 стран получит колоссальную выгоду», – говорит Касьянова.

С экономической точки зрения предложенные Азаровым проекты малоинтересны Брюсселю. В частности, из слов Азарова ясно, что есть как минимум один проект, который он предлагает профинансировать, – это строительство моста через Керченский пролив.

«К акватории Черного моря из европейских стран имеют выход только Болгария и Румыния, но Керченский пролив находится в восточной части и более интересен России, нежели Западу. Доступ к Азовскому морю ограничен Россией и Украиной», – говорит Касьянова.

Более того, это проект технически крайне рискованный. В 1944 году СССР уже построил мост длиной 4,5 км через этот пролив из Крыма на Таманский полуостров. Однако всего через три месяца после открытия из-за шторма опоры моста были разрушены льдом.

После распада СССР идея соорудить новый мост постоянно обсуждалась с Россией. В 2010 году российская компания «Гипростроймост» даже разработала проект мостового перехода от мыса Фонарь до мыса Малый Кут. Однако до сих пор из Крыма в Краснодарский край (через порт Крым и порт Кавказ) можно попасть лишь с помощью паромной переправы, открытой еще в 50-х годах.

И дело тут не в готовности России или кого-то еще вкладываться в строительство этого моста. Как говорил украинской прессе профессор Национальной академии природоохранного и курортного строительства (Симферополь), который 20 лет работал над темой Керченского транспортного перехода, Николай Глухов, мост через Керченский пролив никогда не построят. 

«Во-первых, проект по своему характеру имеет мировое значение, он должен рассматриваться в контексте построения нового Великого шелкового пути через весь Евразийский континент, от Великобритании до Китая, должен соединять не менее 20 стран. Только при таких условиях он становится рентабельным», – говорил Глухов.#{ussr}

До сих пор же проект моста обсуждался только с Россией, но грузо- и пассажиропотока двух стран недостаточно для окупаемости такого проекта.

Это подтверждает газете ВЗГЛЯД и генеральный директор Ейского морского порта Андрей Панычев. «Перспектив реактивного увеличения грузопотока, в частности угля и нефтепродуктов, на российско-украинской границе не ожидается. Для нефтепродуктов есть альтернативная возможность перевалки в балтийских портах Усть-Луга, Высоцк и Мурманск. Также выросла конкуренция, например, на турецком рынке угля со стороны колумбийских производителей, которые в последнее время активно вытесняют российский и украинский уголь с турецкого рынка», – отмечает Панычев.

Кроме того, технически построить мост очень сложно: на дне Керченского пролива свыше 50 метров ила, грязевые вулканы и Керченский тектонический разлом. «В мире нет ни единого транспортного объекта, построенного в таких условиях. В то же время геологическая разведка строительной площадки еще не проведена, и просто неизвестно, с чем могут столкнуться строители», – называл вторую причину Глухов.

В-третьих, это заоблачная стоимость проекта. Как указывает Глухов, проект строительства моста тесно связан с наличием транспортной инфраструктуры – подъездных путей, пассажирских станций, грузовых площадок, механизмов обработки грузов и т. д. «Обустройство всего этого будет стоить еще больше, чем сам мост», – считает Глухов. Стоимость строительства этого перехода Россией оценивалась в 24 млрд рублей в ценах 2010 года.

«Строительство железнодорожного моста через Керченский пролив увеличит нагрузку на и так не справляющуюся с существующим грузопотоком железнодорожную сеть юга России, – соглашается Паничев. – Поэтому необходимо увеличить пропускную способность железных дорог в направлении Новороссийска и порта Кавказ, которое традиционно перегружено».

Между тем Россию проект строительства моста через Черкесский пролив не смущает. Буквально в октябре этого года Минтранс РФ передал украинской стороне проект межправительственного соглашения по строительству мостового перехода через Керченский пролив между Крымом и Таманью в надежде активизировать переговоры по этому вопросу. Минтранс указывает на преимущества: мост мог бы сократить путь из украинского Херсона в Новороссийск на 450 километров. Финансировать проект предлагается на паритетных началах с Украиной.

Стратегия Киева

Просьба Украины, которая не является еще даже ассоциированным членом ЕС, об инвестициях в 20 млрд евро – это стратегический шаг. «Руководство Украины взяло паузу в подписании ассоциации с ЕС, чтобы просчитать все риски и последствия, но народ требует срочного сближения с Европой. Успокоить народ собственными доводами и аргументами не удается, поэтому только официальный отказ еврочиновников сможет изменить ситуацию», – считает Касьянова.

И стратегия украинского правительства уже сработала. Еврокомиссия не пойдет на смягчение условий для Украины или предоставление ей финансовых компенсаций при подписании соглашения об ассоциации, заявил в среду официальный представитель ЕК Оливье Байи.

«Соглашение об ассоциации с ЕС – это соглашение о сближении, процветании и инвестициях. Оно не требует никаких компенсаций, и мы не приемлем никакую игру с цифрами», – заявил Байи. Он также полностью исключил возможность изменения требований Евросоюза к Украине, включая освобождение Юлии Тимошенко.

По словам Оливье Байи, в отношениях с Киевом сейчас речь может идти только о сближении и партнерстве в рамках ассоциации, а не о вступлении в европейское сообщество.

При этом он попытался смягчить это заявление следующей фразой: «Инструменты ЕС – не черно-белые. Есть экономические меры и инвестиции, которые позволяют сблизиться с ЕС. Мы уже признали европейские устремления Украины, и мы готовы их поддерживать на уровне имеющихся инструментов – политического диалога и экономического сближения».

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Бойцы ВС России уничтожили опорный пункт ВСУ в Димитрове
Темы дня

Польский гонор настиг Германию

Канцлер Германии Фридрих Мерц и премьер Польши Дональд Туск поссорились. Их переговоры в столице ФРГ должны были быть посвящены актуальным проблемам НАТО, но превратился в препирательство о том, должны ли немцы заплатить полякам репарации за Вторую мировую войну. России такое развитие событий на руку.

Боец ММА проиграл в «спарринге» с памятником ветеранам МЧС

Уголовное дело об осквернении в Москве памятника ветеранам МЧС взял на личный контроль глава СК Александр Бастрыкин. Ранее в соцсетях появилось видео, на котором боец ММА Заур Исмаилов вступил в «спарринг» с изваянием. Сам спортсмен не увидел в своих действиях ничего предосудительного. По мнению экспертов, этот случай говорит не только о дефиците исторического просвещения и воспитания в субкультуре ММА, но и о других аспектах, которые требуют внимания.

Эксперт объяснил нежелание стран ЕС конфисковывать российские активы

Медведев поддержал предложение Маска о ликвидации Евросоюза

В Индии оскорбились выходкой Запада из-за визита Путина

Новости

Daily Telegraph сочла новым словом в военном деле способ взятия Красноармейска

ВС России при освобождении Красноармейска использовали новую тактику штурма города, которая получила название «демеханизация», сообщила британская газета The Daily Telegraph.

МАГАТЭ: Саркофаг Чернобыльской АЭС утратил функции обеспечения безопасности

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило, что новый саркофаг на Чернобыльской АЭС утратил свои основные функции обеспечения безопасности.

Бойцы ВС России уничтожили опорный пункт ВСУ в Димитрове

В результате удара российских беспилотников в районе Димитрова (украинское название – Мирноград) было уничтожено замаскированное опорное укрытие украинских военных, сообщил командир взвода беспилотных систем с позывным «Ромео».

Украинская журналистка удивилась грязи в резиденции Макрона

Украинская журналистка Лидия Таран, побывав в Елисейском дворце, удивилась грязным, давно не мытым окнам, из-за которых почти невозможно было разглядеть улицу.

Россияне столкнулись с «синим экраном смерти» после обновления Windows 11

Пользователи Windows 11 из России сообщили о появлении «синего экрана смерти» и проблемах с SSD после последнего обновления, сообщили СМИ.

В Белоруссии заявили о национализации крупных предприятий

В Белоруссии планируют национализировать несколько крупных предприятий, среди которых производитель обуви «Белвест» и строительная компания «Минскпромстрой», заявил секретарь ЦК КПБ Петр Петровский.

Турция высказала опасения России и Украине из-за атак на суда в Черном море

Анкара выразила Москве и Киеву обеспокоенность по поводу риска эскалации войны из-за атак на торговые суда в Черном море, заявил министр иностранных дел Турции Хакан Фидан.

Bloomberg: Украинский конфликт вступает в решающую фазу

США выступили с критикой в адрес Европы на фоне того, что «конфликт на Украине вступает в решающую фазу», пишет Bloomberg.

Удары ВСУ по Новороссийску повысили цены на энергорынке

Удары украинских дронов по Новороссийску привели к росту мировых цен на энергоресурсы, сообщило издание The National Interest.

Проевропейские министры и оппозиция Сербии потребовали отнять NIS у России

В правительстве и оппозиции Сербии нарастают призывы к отъему российско-сербской нефтяной компании NIS из-за санкций США, заявил основатель партии «Движение социалистов» и бывший вице-премьер Сербии Александр Вулин.

Сын убил отца ради квартиры в центре Москвы

В центре Москвы сын убил своего отца ради наследства, намереваясь продать квартиру и отдать часть средств соучастнику, сообщила прокуратура Москвы.

МИД заявил о потере ЕС 1,6 трлн евро из-за санкций

Европейские страны за четыре года из-за введенных антироссийских санкций понесли совокупные экономические потери, достигшие 1,6 трлн евро, сообщает МИД России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов