Хронический дефицит природного газа приводит к тому, что планы Китая отказаться от использования угля для отопления жилых домов и офисных зданий по-прежнему выглядят несбыточными.
За десятки лет использования угля продолжительность жизни там стала меньше примерно на 5,5 лет по сравнению с югом страны
А между тем загрязнение воздуха из-за сжигания угля является серьезной проблемой, особенно в северных районах КНР. За десятки лет использования угля продолжительность жизни там стала меньше примерно на 5,5 лет по сравнению с югом страны. К примеру, в Харбине, городе с населением 11 млн человек, уровень загрязняющих веществ в воздухе в 50 раз превышает рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения, сообщает Reuters.
Зимой, когда холода заставляют топить больше, уровень загрязнения резко возрастает. Даже в столице, Пекине, в январе загрязнение воздуха в 45 раз превышает норму. «Я ожидаю, что мы получим несколько серьезных инцидентов загрязнения в Пекине этой зимой», – говорит директор отдела климатической и энергетической политики Китая Совета по защите природных запасов Элвин Лин.
Китайские города традиционно считаются самыми загрязненными. Фотографии закопченного Харбина, утопающего в смоге, известны во всем мире. С наступлением отопительного сезона в районе начинают работать котельные на угле, которые выбрасывают в воздух тонны загрязняющих веществ. И подобных станций, обеспечивающих центральное отопление, на севере страны очень много. Некоторые вырабатывают попутно электроэнергию, но по большей части они просто жгут уголь для производства пара, который поступает в трубы отопления.
Таковы последствия бурного экономического роста в Китае и резкого увеличения городского населения, за которым не успевает перестроиться энергетическая часть. Центральное отопление, зависящее от угля, на севере страны начало создаваться в 50-е годы прошлого века и охватило весь район к середине 80-х. Это все, что могло позволить себе государство в те времена. На юге больше распространены электрические обогреватели.
Также на севере широко используются небольшие котельные и обычные печи, которые вносят существенный вклад в загрязнение воздуха, поскольку на центральное отопление в том же Харбине приходится 65% всего тепла, получаемого жителями. Остальную часть они обеспечивают сами, не особо затрудняясь вопросами экологии.
У Китая, конечно, есть планы понизить долю ископаемых источников энергии. Но они достаточно скромные. К 2017 году эта доля должна сократиться до 65% против 66,8% в 2012 году. Но проблема в том, что уголь обеспечивает не только теплом, но и электроэнергией. Стремительно растущая экономика не дает возможности сделать передышку, потребности в электричестве только растут.
Китай склоняется к тому, чтобы заменять уголь природным газом. Но здесь также существуют серьезные затруднения, собственного газа Китаю не хватит на то, чтобы хоть как-то компенсировать выпадение угольных мощностей. «Сегодняшний уровень добычи, возможно, гарантирует снабжение таких городов, как Пекин, но если вы захотите использовать газ на севере, с этим возникнут проблемы», – сказал эксперт по возобновляемым источникам энергии Тао Гуанцзян.
Рост дефицита газа этой зимой оценивается в 10% по сравнению с прошлым годом. Председатель совета директоров PetroChina Чжоу Цзипин заявлял ранее, что стране понадобится четыре или пять лет для того, чтобы построить новые мощности газоснабжения, и этого все равно не хватит, чтобы удовлетворить спрос. «Для того чтобы вся страна перешла на газ, понадобится несколько десятилетий», – говорит Элвин Лин.
За девять месяцев текущего года потребность в природном газе в стране выросла на 13,5%, что на 4,3% выше роста производства. Для того чтобы снизить выбросы в Пекине, столицу подключают к электрическим мощностям в соседних районах. К 2017 году 70% электроэнергии Пекин должен получать именно оттуда. Но в этих районах работают угольные станции, так что проблема не решается вовсе.
Правительство Китая обещает увеличить использование газа до 230 млрд кубометров к 2015 году, что вдвое больше уровня 2010 года. Но собственной добычей здесь не справиться. Китай, который в данный момент не производит сланцевый газ в коммерческих масштабах, поставил себе цель добывать к 2020 году 80 млрд кубометров топлива. Однако специалисты крайне скептически оценивают такие планы.
Решением может быть импорт газа, но поставщики не слишком охотно идут на сделки с Китаем, поскольку тот упрямо держит цены на газ на низком уровне для того, чтобы не разгонять инфляцию. Специалисты утверждают, что у Китая есть только один вариант – либерализовать цены на газ. Тогда и добыча газа, и поставки из-за рубежа станут более привлекательными.
По прогнозам IEA, спрос на газ в Китае к 2035 году увеличится до 634 млрд кубометров. Причем импорт природного газа Китаем к 2030–2035 годам вырастет до 200–300 млрд кубометров. Аналитики считают, что такой ситуацией обязана воспользоваться и Россия. «С такими резкими темпами роста потребления газа в Китае Россия имеет все шансы занять определенную нишу на китайском рынке газа», – говорила газете ВЗГЛЯД аналитик Инвесткафе Юлия Войтович.
Собственно, два государства много делают для того, что наладить газовое сотрудничество. В октябре в Китае побывал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, в результате было подписано несколько соглашений в области энергетики. В частности, НОВАТЭК подписал с PetroChina соглашение о поставке с завода «Ямал СПГ» не менее трех миллионов тонн СПГ в год. В сентябре российская компания подписала договор с CNPC о покупке последней 20% в заводе.
Но главный договор между двумя странами – о поставках газа Газпромом – никак не удается довести до ума уже около восьми лет. И камнем преткновения по-прежнему остается цена. Судя по всему, идет торг, пока стороны договорились о применении в контракте мультипликативной формулы, привязанной к стоимости нефтепродуктов. Министр энергетики РФ Александр Новак говорил, что если контракт будет подписан в этом году, поставки могут начаться в 2018–2020 году с выходом на максимальный объем в 38 млрд кубометров газа в год. Поставки газа должны пойти по восточному маршруту – через газопровод из Якутии «Сила Сибири», который еще предстоит построить.