Экономика

Александр Климов
руководитель программы "Фрегат Экоджет"

«Прямых конкурентов точно нет»

10 сентября 2012, 08:57

Фото: frigate-ecojet.ru

Головной компанией, занимающейся проектом «Фрегат Экоджет», является ОАО «Финансово-промышленная группа Росавиаконсорциум» (ФПГ «Росавиаконсорциум»).

Так вот топливная эффективность у самолета «Фрегат Экоджет» на 30% выше, чем у существующих сегодня самолетов

Компания управляет проектами в сферах гражданской авиации и промышленности. Среди основателей консорциума в разное время были (входили в состав) КБ им. Туполева, авиакомпания «Аэрофлот» и группа инвестиционных компаний.

За плечами «Росавиаконсорциума» – участие в таких проектах, как создание грузовой версии Ту-204-100С, укороченной версии Ту-204-300, слияние двух крупных авиакомпаний «Внуковские авиалинии» и «Сибирь» (впоследствии S7 Airlines).

На очереди – прорывная отечественная разработка пассажирского лайнера пятого поколения. В начале сентября «Фрегат Экоджет» прошел успешные испытания в ЦАГИ. Проведенный комплекс работ подтвердил высокий уровень несущих свойств крыла на режимах взлета и посадки, сообщает пресс-служба ЦАГИ.

О способности уникального продукта выйти на мировой рынок и утвердиться на нём газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель генерального директора ОАО ФПГ «Росавиаконсорциум», руководитель программы «Фрегат Экоджет» Александр Климов.

ВЗГЛЯД: Насколько можно судить, российские самолетостроители задумали довольно неординарный проект – «Фрегат Экоджет». Что это за программа, в чем особенность самолета?

Александр Климов: «Фрегат Экоджет» – это самолет ближней и средней дальности, который может перевозить до 350 пассажиров. То есть это широкофюзеляжный среднемагистральный самолет, способный преодолевать до 4000 километров. Главная его особенность заключается в применении нетрадиционной аэродинамической и конструктивной силовой схемы. Фюзеляж выполнен в виде не традиционного круглого сечения, а в виде эллиптического сечения.

Это позволит оптимизировать размеры самолета. Лайнер будет заметно легче (около 80 тонн) по сравнению с воздушными судами того же класса. А это уже целый ряд экономических преимуществ.

ВЗГЛЯД: Каких именно?

А.К.: Возьмем такой показатель, как расход топлива. Так вот топливная эффективность у самолета «Фрегат Экоджет» на 30% выше, чем у существующих сегодня самолетов.

В пересчете на пассажира выигрыш в расходе топлива в зависимости от дальности маршрута составляет 15–25%. Еще один пример: аэропортовые сборы (сбор за взлет/посадку) самолета «Фрегат Экоджет» в ряде аэропортов по сравнению с тарифами для самолетов схожей вместимости оказываются на 44–56% ниже. А если говорить о прямых расходах, скажем, стоимость билета Москва – Сочи и обратно снизится практически на 50%.

ВЗГЛЯД: На какой стадии проект находится сейчас?

А.К.: На стадии аванпроекта  (разработка технического предложения – прим. ВЗГЛЯД). В своем развитии он строго соответствует общепринятым системам. Первый этап пройден. Выпущено техническое предложение, проведены необходимые математические расчеты по аэродинамике, прочности и динамике полета... Почти все из них подтверждены экспериментами ЦАГИ (Центральный аэродинамический институт – прим. ВЗГЛЯД).

ВЗГЛЯД: Нам известно, что в ЦАГИ завершились испытания модели самолета «Фрегат Экоджет» на режимах взлета и посадки...

А.К.: У самолета есть различные режимы полета. Например, крейсерский режим, режим взлета и посадки и так далее. В кооперации с ЦАГИ мы проводим эксперименты на всех из них. В начале августа завершили испытания крейсерского, а в начале сентября проводили испытания на режимах взлета/посадки. ВЗГЛЯД: Успешно?

А.К.: Успешно, причем испытания подтвердили все ранние расчетные характеристики. Надо сказать, что это очень хороший результат. Зачастую после испытаний расчетные характеристики не всегда туда «попадают», и приходится менять облик самолета. Нам же острой необходимости это делать нет. Конечно, существуют резервы для оптимизации. А вот надо их использовать или нет – еще большой вопрос.

ВЗГЛЯД: Какую нишу должен занять самолет? И есть ли у него сейчас конкуренты, в том числе иностранные?

А.К.: «Фрегат Экоджет», безусловно, самолет нишевый. Сегодня на его потенциальной нише «работают» узкофюзеляжные самолеты вместимостью до 220–250 пассажиров и широкофюзеляжные, которые перевозят большее число пассажиров – от 250 и выше.

Есть такая абсолютно иллюстративная линия, называется она «Москва – Сочи – Москва». На этом маршруте достаточно большой пассажиропоток, и авиакомпании вынуждены использовать  широкофюзеляжные самолеты, которые на самом деле заточены на дальнемагистральные перевозки.

Поэтому вся эффективность таких самолётов просто «убивается». То есть перевозки зачастую бывают неэффективными. Есть альтернатива – поставить на линию несколько узкофюзеляжных самолетов.

ВЗГЛЯД: В этом случае берут количеством?

А.К.: Да. Но это на самом деле еще более неэффективно. Каждый вылет стоит определенных денег, ресурсов самолета и так далее. Поэтому ниша наша абсолютно ясна – это линии средней дальности, где наблюдается большой пассажиропоток. Таковых в мире довольно много.

Согласно нашему прогнозу, который подтвержден Международной ассоциацией воздушного транспорта,  потенциальная емкость рынка – 650 единиц до горизонта 2030 года. Это по всему миру. Самолет предназначен как для линейных перевозок (по расписанию), так и для чартерных, туристических перевозок.

ВЗГЛЯД: И все же, какие самолеты можно назвать конкурентами «Фрегата Экоджет»?

А.К.: Прямых конкурентов точно нет. Можно перечислить несколько самолетов, которые сегодня используются на этих маршрутах. Это «европейцы» А330 и перспективный самолет А350 – оба широкофюзеляжные, рассчитанные на дальние маршруты. И узкофюзеляжный А320. У компании Boeing этот ряд представлен широкофюзеляжным B767, «Дримлайнером» B787, узкофюзеляжным B737 и снятым с производства B717. О последнем можно даже не упоминать. Есть еще перспективный самолет C919, который делают китайцы.

ВЗГЛЯД: Но если вы говорите об отсутствии прямых конкурентов, значит, проект видится очень перспективным?

Прямых конкурентов там точно нет. Можно перечислить несколько самолетов, которые сегодня используются на этих маршрутах

А.К.: Дело не в этом. Проект самолета, благодаря техническому решению, безусловно, перспективен. Но надо говорить в целом о программе. А программа подразумевает некий выпуск этих самолетов, какое-то производство, затраты на это производство. Потом какие-то точки возврата инвестиций. Всегда речь идет прежде всего о перспективности программы (производства), нежели о перспективности самолета.

К примеру, мы сегодня скажем, что сделали один или пять таких лайнеров. Они, конечно, перспективны, займут свою нишу и будут стопроцентно востребованы. Вопрос состоит в другом: стоят ли те инвестиции, которые мы затратили на их создание, этих пяти воздушных судов.

ВЗГЛЯД: Вы сказали о том, что «Фрегат Экоджет», будучи широкофюзеляжным, предполагает применение фюзеляжа эллиптического сечения.  Больше никто такого решения не предлагал?

А.К.: На самом деле, это не так. История авиации говорит о том, что конструкторы время от времени возвращаются к эллиптическому сечению фюзеляжа. Первый элемент эллиптического сечения применялся еще в 20-х годах прошлого века.

Сечение окружности подходит для того, чтобы выдерживать избыточное давление, которое возникает в салоне, так как самолет летает на большой высоте.

В принципе фюзеляж эллиптического или близкого к эллиптическому сечения был реализован много раз. Первое, что приходит в голову, – самолет Ту-160. Но то, что подходит боевой авиации, не всегда подходит для авиации гражданской. Потому что сечение эллипса всегда будет стремиться к окружности – так нам говорит физика. Обычно это стремление к окружности компенсируют стойками в салоне самолета, то есть внутри фюзеляжа.

Нам удалось обойтись без этих стоек и сделать по сути гладкий фюзеляж, но эллиптического сечения. И за счет этого, как я уже говорил, оптимизировать размеры самолета.

Заместитель генерального директора ОАО ФПГ «Росавиаконсорциум», руководитель программы «Фрегат Экоджет» Александр Климов считает, что разрабатываемый самолет – это новое слово в авиации (фото: из личного архива)

ВЗГЛЯД: Мы знаем, что проводились исследования, которые показали, что наибольшую «лояльность к продукту» проявляют туристические и частные компании, а вот самый низкий интерес – у низкобюджетных компаний. Это выглядит несколько странным, учитывая экономичность самолета. Вы так не считаете?

А.К.: Все дело в том, что низкобюджетные перевозчики – авиакомпании-дискаунтеры – привыкли использовать самолеты, которые давно находятся в эксплуатации. Соответственно, они достаточно дешевы в эксплуатации. Это раз. И дешевы в приобретении. Это два. Для низкобюджетных перевозчиков себестоимость часа перевозки является по большому счету самым главным критерием их эффективности.

Но нельзя сказать, что наше предложение они воспринимают в штыки. Дискаунтеры всегда очень скептически относятся к любому новому самолету. Им проще выкупить то, что есть на рынке, использовать 2–3 года, а потом продать, заменив на что-то более новое. Для них самолет – это метод зарабатывания денег. Их реакция нам как раз понятна. Мы на них и не рассчитываем.

ВЗГЛЯД: В географическом смысле какие страны готовы «принять» самолет?  

А.К.: По большому счету здесь нет никакого географического принципа. Сейчас нет барьеров. Наш самолет нишевый, он будет интересен тем компаниям, которые занимаются авиаперевозками на ходовых маршрутах и относительно небольших расстояниях.

ВЗГЛЯД: Но согласитесь, попасть, скажем, на рынок США с их «Боингами» будет гораздо сложнее, чем на рынок той же Латинской Америки...

А.К.: В США свой огромный внутренний рынок, они за него сражаются, и он действительно очень конкурентен. Там и самолетов Airbus достаточно много летает, и Bombardier. Все-таки это открытый рынок, и авиакомпании вправе формировать тот парк самолетов, который они хотят.

ВЗГЛЯД: Компания Boeing проводила разработки подобного самолета, но в результате отказалась от проекта. Вам известно о них?

А.К.: Нам известно обо всех разработках подобного рода, и Boeing там, если честно, не в первых рядах. Советские конструкторы над этим тоже трудились. Эллиптический фюзеляж, который позволяет сократить общие размеры самолета, всегда привлекал внимание разработчиков.

ВЗГЛЯД: Почему же тогда американцы отказались от него?

А.К.: Ну и наши многие отказывались. Значит, они не нашли оптимального решения. Всегда есть баланс между весом конструкции и ее размерами. Вот этот баланс их, по-видимому, не устроил. Мы посчитали, что он достаточен. И потом, в детали исследований Boeing я не посвящен.

ВЗГЛЯД: А в России «Фрегат Экоджет» может прижиться?

А.К.: В России такой же огромный внутренний рынок. Есть потребности в подобного рода перевозках. У нас существует консультационный совет с авиакомпаниями, которые нами созданы, мы с ними ежемесячно встречаемся, а потому эти потребности знаем.

Сезонные предложения, развитие территорий – все это потребует большого объема перевозок пассажиров на достаточно небольшие расстояния.

ВЗГЛЯД: Когда же ждать появления первого самолета?

А.К.: До 2019 года практически все мировые авиакомпании никакого перевооружения парка не планируют. Потому что сегодня у них все самолеты по сути новые. Посмотрите, у того же «Аэрофлота» один из самых молодых парков в мире. После 2019 года они начнут комплектовать свой парк заново. С этого года мы будет предлагать наш самолет. Первый летный экземпляр готовим как раз к 2019 году. 

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Кулеба сообщил масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?