Соответствующие поправки ФАС предлагает внести в закон «О недрах». Статья, согласно которой только госкомпаниям разрешено быть пользователями шельфовых проектов, может быть отменена. Таким образом, офшорные проекты должны стать доступными для всех компаний, у которых есть опыт соответствующей деятельности не менее пяти лет, говорится в сообщении ведомства.
Офшорные проекты должны стать доступными для компаний, у которых есть опыт соответствующей деятельности не менее пяти лет
При этом остаются ограничения для иностранных компаний. Минобороны или ФСБ смогут ограничить участие компании в шельфовых проектах, если в ее капитале присутствуют иностранные инвесторы.
Сейчас законодательство разрешает работать на российском шельфе только госкомпаниям, имеющим опыт такой работы более пяти лет. Таким требованиям соответствуют только Газпром или Роснефть. Последняя уже заключила соглашения о партнерстве по освоению шельфа с американской ExxonMobil, итальянской Eni и норвежской Statoil.
По условиям договора, иностранные партнеры получают 33,3% в СП. В обмен на это они должны полностью профинансировать геологоразведку, а в случае открытия коммерческих запасов заплатить Роснефти бонус из расчета 0,25 доллара за баррель.
Российским компаниям предложили партнерство на аналогичных условиях. Интерес к шельфовым проектам проявили ТНК-BP и ЛУКОЙЛ, однако никаких договоренностей достигнуто не было. Интерес к подобным проектам значительно увеличился после того, как правительство утвердило давно ожидаемую рынком систему налоговых льгот при разработке офшорных месторождений.
«Частные компании очень нужны на шельфе. Дело в том, что возможностей одних только государственных компаний недостаточно, и тем самым Роснефти и Газпрому приходится привлекать для освоения шельфа иностранных партнеров. Благодаря предоставлению доступа к разработке российских шельфовых месторождений частным компаниям увеличатся показатели геологоразведки и добычи на шельфе. А также частные компании смогут применить свой технологический потенциал и дополнить своим опытом и ресурсами деятельность государственных компаний», – заявила газете ВЗГЛЯД аналитик «Инвесткафе» Юлия Войтович.
По ее мнению, наиболее явным претендентом на доступ к российскому шельфу является ЛУКОЙЛ. Компания обладает высоким технологическим потенциалом, что позволяет ей работать и в Заполярье, и на морских и океанских глубинах. ЛУКОЙЛ имеет опыт работы в различных климатических зонах, компания самостоятельно реализовала морские проекты на Балтике, в Баренцевом море, на Каспии, в Гане, Кот-д'Ивуаре.
Кроме того, недавно компания заключила соглашения с тремя норвежскими компаниями для участия в тендере на разработку шельфа Норвегии. Таким образом, получив лицензию на разработку норвежского шельфа совместно с иностранными партнерами, ЛУКОЙЛ сможет в дальнейшем применить этот опыт для разработки и российского шельфа.
«Проекты на шельфе могут быть интересны нефтяным компаниям, у которых небольшая долговая нагрузка. Это Сургутнефтегаз, ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР. Также могла бы заинтересоваться Башнефть. Ее нефтеперерабатывающие мощности превышают собственную добычу», – полагает аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов.
В то же время аналитик UFS Investment Company Илья Балакирев считает, что разработка шельфа северных морей – это большая политическая авантюра. «Это рискованные и дорогие по себестоимости добычи месторождения, добыча на которых преследует больше геополитические, нежели экономические интересы. Комичность ситуации заключается в том, что фактически Роснефть (у Газпрома ситуация немного лучше) не располагает ни технологиями, ни финансовыми ресурсами, необходимыми для организации добычи на этих месторождениях», – указывает эксперт.
Он также считает ЛУКОЙЛ кандидатом номер один для допуска к шельфу. «У ТНК-РВ также есть богатый опыт шельфовых работ и необходимые технологии, но после ухода ВР из бизнеса ситуация может поменяться, поэтому пока этот вариант под вопросом. Заинтересованность проявляли также Зарубежнефть и Газпром нефть, но у них перспективы более скромные», – рассуждает Илья Балакирев.
По мнению начальника аналитического отдела ИК «Церих Менеджмент» Николая Подлевских, участие частных компаний в шельфовых проектах просто необходимо обставлять жесткими условиями. В том числе ограничения должны распространяться на иностранные частные компании, которые по своим возможностям не могут компенсировать повышенные риски участия в особенно крупных и сложных проектах, имеющих высокие риски экологических нарушений. Соображения государственной безопасности тоже не должны задвигаться на последнее место.
«Так, передача иностранным компаниям шельфовых проектов в Северном Ледовитом океане может со временем существенно снизить обороноспособность страны. Под предлогом защиты и повышения безопасности разработки таких проектов у нас под боком могут оказаться иностранные суда электронной разведки или иные суда, способные существенно ослабить нашу обороноспособность. Только из соображений безопасности можно переводить вопрос в плоскость – не можем разрабатывать шельфы сейчас – можно оставить их освоение нашим потомкам. С учетом подобных соображений рассмотрение вопросов допуска частных компаний для разработки шельфовых проектов должно проходить крайне щепетильно и без излишней поспешности», – заключил Николай Подлевских.