Россия намерена еще раз проверить объективность уже произведенных оценок стоимости активов белорусского ОАО «МАЗ» и российского ОАО «КамАЗ» в рамках переговоров по созданию альянса между этими двумя предприятиями, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в белорусских органах госуправления.
Оценка активов – это не точная наука, а своего рода искусство
«Переговоры идут в конструктивном ключе, позиции сторон достаточно близки, и это было еще раз подтверждено в ходе недавнего визита в Минск главы Минпромторга России Дениса Мантурова. Однако для принятия окончательного решения российская сторона хочет удостовериться в справедливости произведенных оценок стоимости активов», – сказал собеседник агентства.
Еще накануне представители России и Белоруссии утверждали, что в переговорах по проекту «Росбелавто» (рабочее название совместного предприятия – прим.) наступил момент истины, однако этот момент может затянуться на месяцы.
«Сейчас – момент истины. Была проведена в 2011 году оценка стоимости активов. Сейчас все детали уточняются. Надо сверить и подтвердить эти оценки», – заявил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров на встрече с первым вице-премьером Белоруссии Владимиром Семашко. Мантуров прибыл в Минск специально для того, чтобы обсудить вопрос кооперации белорусской и российской промышленности.
Напомним, в 2011 году аудиторская компания Ernst & Young оценила активы МАЗа в 800 млн долларов, однако белорусская сторона посчитала эту оценку заниженной. Последующая переоценка «увеличила» стоимость активов МАЗа до 1,1 млрд долларов.
Стоимость активов «КамАЗа» при этом оценили в 1,6 млрд долларов.
В Минске считают справедливым второй вариант оценки стоимости активов МАЗа, рассказал представитель министерства промышленности Белоруссии. «Первая оценка была произведена без учета возросшего после девальвации белорусского рубля объема оборотного капитала, стоимости недвижимого имущества, а также без учета реального прироста производительности труда, объемов производства и экспорта предприятия», – пояснил он.
Во вторник в минпроме состоялись длительные переговоры с российской делегацией по вопросам создания альянса. «Были проработаны все вопросы, в дальнейшем эта тема нашла свое завершение на уровне совета министров», – сказал представитель минпрома.
Конкретизировать позиции сторон по созданию холдинга он отказался.
О намерениях провести переоценку активов «КамАЗа» в июне говорил глава Ростехнологий Сергей Чемезов. Затем вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что, исходя из уже имеющихся оценок активов, холдинг «Росбелавто» будет создан на паритетных условиях. Однако, учитывая разницу в стоимости активов, МАЗ внесет в фонд управляющей компании 75% своих акций, а «КамАЗ» – 49,9%.
Позднее Александр Лукашенко заявлял, что если российскую сторону не устраивает позиция Минска о паритете в уставном фонде и управлении холдингом, то республика готова отказаться от этого проекта. Впоследствии пресс-служба белорусского президента подсластила пилюлю, сообщив о «принципиальной договорённости» сторон по формированию холдинга «Росбелавто» через слияние на паритетной основе активов МАЗа и «КамАЗа».
#{ussr}«Оценка в данном случае играет важную роль, – комментирует аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. – Ранее активы МАЗа оценили в 800 млн долларов, что предполагало, что правительство должно вложить полностью пакет МАЗа в СП, потеряв при этом контроль. Вернее, у него была бы ровно половина СП с «КамАЗом». Это, естественно, не устроило Лукашенко».
По словам эксперта, переоценка была произведена таким образом, чтобы после создания СП у Белоруссии остался блокирующий (25%) пакет МАЗа. При этом «КамАЗ» вносит лишь 49% своих акций в СП, то есть он остается под контролем российской стороны.
Новую оценку активов МАЗа Шенк называет завышенной, напоминая о тяжелом положении предприятия. При этом аналитик считает, что переоценка производиться не будет. «Возможно, Россия хочет получить какие-то особые условия и просто намекает: «Мы согласились с завышенной оценкой – вы принимаете наши условия», – говорит он. – Скорее всего, с переговорами тоже затягивать не будут, так как создание СП необходимо завершить как можно быстрее для извлечения максимальной выгоды от него».
Белоруссия, по словам Шенка, в данном случае находится в сложном положении, однако Минск не пойдет на сделку, если будет чувствовать, что его сильно ущемляют в правах.
По мнению гендиректора AsstrA Transport Олега Гребенько, Россия пытается снизить оценочную стоимость, чтобы при слиянии получить больше дивидендов. «Тем более что оценка активов – это не точная наука, а своего рода искусство. В наших реалиях сюда добавляются еще и политические моменты, ведь сделка «КамАЗ» – МАЗ может не рассматриваться индивидуально, а стать частью более широкого круга вопросов (договоренностей)», – указывает он.
Гребенько считает неблагодарным делом прогнозировать, когда стороны придут к компромиссу, у кого будет больше терпения. «С одной стороны, «КамАЗ» благодаря участию западных партнеров чуть лучше чувствует себя в текущей конкурентной среде. С другой – каких-то видимых причин серьезно отступать от первоначально названных условий у белорусской стороны сейчас не наблюдается», – заключает он.
Любопытно сравнить, насколько оценка стоимости двух предприятий соответствует объемам их реального производства и финансовым показателям. Объемы производства белорусского производителя существенно меньше, притом что основным рынком белорусских грузовиков остается Россия, а сами грузовики производства МАЗа дешевле произведённых на «КамАЗе».
В 2010 году МАЗ, по данным Reuters, отправил на экспорт 19 тыс. «единиц автомобильной техники». На экспорт в Россию уходит около 80% грузовиков МАЗа. По сути, белорусский производитель является конкурентом «КамАЗа» на российском рынке.
«КамАЗ», в свою очередь, в 2010 году выпустил 34 тыс. автомобилей и продал 32 тыс., в том числе более 28 тыс. в России. В 2011 году «КамАЗ» выпустил почти 45,2 тыс. автомобилей. Данных о выпуске в 2011 году МАЗа в открытом доступе нет.
Открытым акционерным обществом МАЗ стал в 2009 году. Финансовые показатели компании не раскрываются с 2008 года. Известно, что выручка за первое полугодие 2010 года составила (данные Белоруссии) 418,1 млн долларов. Прибыль – 38,31 млн долларов.
«КамАЗ» недавно опубликовал отчетность за второй квартал 2012 года по РСБУ. Выручка – 54,72 млрд рублей (рост на 16,94% год к году). Прибыль от продаж увеличилась в 13,38 раза, составив 3,7 млрд, а чистый убыток сменился прибылью, достигшей 2,1 млрд рублей.