Государственная газовая компания Польши PGNiG, которая получает больше половины своего газа из России, подала иск против Газпрома в арбитраж Стокгольма. Поляки считают, что платят непомерную цену за российский газ, поскольку страна зависит от его поставок и в данный момент не в состоянии найти источники топлива в других регионах.
Это не просто очередной иск, это одно из наиболее важных разбирательств, затеянных польской компанией против иностранной корпорации
В своем иске PGNiG не указала точных цен, которые бы ее удовлетворили. Однако Dziennik Gazeta Prawna со ссылкой на источник сообщает, что нефтегазовый концерн рассчитывает добиться от Газпрома 20-процентной скидки на поставляемый газ, передает РИА «Новости».
Польская фирма требует от российского газового монополиста снижения цены на газ, заложенной в долгосрочный контракт, уточняет издание. По его условиям цена этого топлива для Польши привязана к мировым ценам на нефть. При этом поляки платят в среднем около 550 долларов за тысячу кубометров, тогда как для остальных европейских потребителей цена составляет в среднем 450 долларов.
По словам министра казначейства Польши Миколая Будзановского, Польша хочет оплачивать российский газ по той же цене, по которой за него платят покупатели в Германии. «Цена на российский газ должна быть приведена в соответствие с рынком, опущена до европейских уровней, – сказал Будзановский в эфире польского канала TVN CNBC. – Мы не должны платить больше, чем, скажем, немецкие покупатели».
На прошлой неделе зампредправления Газпрома Александр Медведев говорил, что компания предоставит скидку на российский газ немецкому концерну E.On, аналогичную корректировке цены для Wingas. Газпром заявил, что пошел на ценовые уступки европейским покупателям и уже вернул в этом году клиентам из ЕС около 20 млрд рублей, полученных ранее в качестве аванса.
В январе Газпром сообщил об определенной корректировке цены российского газа для пяти крупных европейских покупателей, среди которых, помимо Sinergie Italiane, назвал немецкую компанию Wingas, французскую GDF Suez, словацкую SPP и австрийскую Econgas. Тогда компании отказались раскрывать величину полученных скидок, а источник, близкий к одной из компаний, уточнил, что цены на российский газ были снижены существенно, тогда как объемы закупок остались без изменений, напоминает Reuters.
Между тем Миколай Будзановский не верит, что Газпром и PGNiG придут к соглашению в результате переговоров. «Это не просто очередной иск, это одно из наиболее важных разбирательств, затеянных польской компанией против иностранной корпорации», – подчеркнул Будзановский.
В июне вице-премьер польского правительства, министр экономики Вальдемар Павляк говорил, что справедливая цена на газ для Польши должна быть хотя бы «на символичные полдоллара ниже», чем для Германии.
Польша ежегодно покупает в России около 10 млрд кубометров природного газа, что составляет около 70% потребностей страны в этом сырье. Пытаясь снизить зависимость от российского газа, PGNiG инициировала создание консорциума для разведки залежей сланцевого газа в стране. В компании рассчитывают совместно с рядом других польских сырьевых и энергетических концернов оценить запасы сланцевого газа в стране к 2019 году. Вооружившись этими данными, PGNiG надеется выторговать для себя условия при перезаключении контракта с Газпромом, срок действия которого истекает в 2022 году.
«Эти данные позволят нам чувствовать себя комфортно в ходе переговоров о перезаключении контракта с Газпромом, который кончится в 2022 году. За три года до этого у нас должен быть ясный ответ на то, сколько газа мы в состоянии добывать», – приводит DGP слова источника, связанного с компанией.
Аналитики не видят ничего удивительного в том, что Польша ориентируется на Германию как на крупнейшего покупателя российского газа, ежегодно импортирующего порядка 34–35 млрд кубометров газа.
«И немецкие компании, и компании из других крупных стран-импортеров вроде Италии уже получили скидки на газ. Польша занимает четвертое место по объему импорта российского газа и лишь желает добиться справедливости в вопросе ценообразования на российский газ», – отмечает содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. По его словам, предоставленные скидки в цене для ряда европейских потребителей оцениваются в 5–10%. «Учитывая это, вероятно, суд примет сторону польской стороны», – полагает Бирг.
«История со сланцевым газом скорее выглядит как шантаж, – комментирует ведущий аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский. – Даже Соединенные Штаты – лидеры в производстве сланцевого газа – не могут выйти в добыче этого углеводорода на ту же рентабельность, что и обычного газа».
Что и может действительно помочь Польше, то это снижение цен на нефть, считает эксперт. «В том случае если стоимость черного золота продолжит снижаться (а с начала года баррель марки Brent подешевел больше чем на 30%), то у PGNiG есть все шансы добиться от Газпрома скидок. Тем более что подобный прецедент уже был в 2009 году, когда цены на нефть и вслед за ними на газ резко пошли вниз», – говорит Вязовский.
Вместе с этим эксперты отмечают: стоимость газа у Газпрома может существенно отличаться от спотовых цен. Разница может достигать и превышать 100 долларов за тысячу кубометров в зависимости от экономической ситуации.
«В условиях снижения потребления газа в Европе из-за негативной макроэкономической ситуации страны-импортеры страдают не только от высоких цен на нефть, но и из-за того, что им выставляются жесткие условия «бери или плати», – говорит Георгий Бирг. Именно поэтому вопрос цены на газ остается критичным для благосостояния многих европейских стран, зависящих от российского газа. И попытка Польши (и не только Польши) «добиться справедливости» – далеко не последняя, заключают аналитики.