Американские профсоюзы: сталелитейный (United Steelworkers) и телекоммуникационный (Communication Workers of America, объединяет в том числе работников компании AT&T ) – это мощные союзы, членами которых в общей сложности являются более 1,3 млн работников. Они обратились в Конгресс с просьбой принять срочные меры против экспансии российских предприятий на рынки США, которая, по их мнению, произойдет после окончательного присоединения России к ВТО.
Этот процесс приведет к закрытию заводов, сокращению рабочих мест, снижению уровня жизни
«Получится, что мы распахнем им двери на наш рынок настежь, а они в ответ лишь приоткроют их ненамного. Затем они наполнят наш рынок товарами, продолжая ограничивать доступ для нашего экспорта. Этот процесс приведет к закрытию заводов, сокращению рабочих мест, снижению уровня жизни», – говорится в заявлении, подписанном главой профсоюза работников сталелитейной промышленности Лео Герардом, передает «Интерфакс» со ссылкой на американские СМИ.
По мнению профсоюзного лидера, США должны приложить максимум усилий, чтобы заставить российское правительство выполнять свои обязательства, взятые в связи с присоединением к ВТО. Профсоюзы ссылаются на опыт торговых отношений с Китаем, который, по их словам, свои обязательства выполнил не полностью.
В настоящее время США готовятся отменить действие в отношении России поправки к закону о торговле, известной как поправка Джексона – Вэника. Она была введена в 1974 году и запрещала предоставлять режим наибольшего благоприятствования странам, нарушающим права граждан на эмиграцию. В частности, это распространялось на СССР.
Поправка должна быть отменена к августу, поскольку она нарушает правила ВТО. Законопроект об отмене поправки уже прошел комитет по финансам сената, однако у экспертов есть сомнения, что Конгресс успеет принять его к сроку. В этом случае Россия сможет ввести временные ограничения на импорт некоторых товаров из США.
Законопроект предусматривает механизм контроля над выполнением обязательств, взятых Россией перед вступлением в ВТО. В частности, управление торгового представителя США в течение полугода подготовит отчет о мерах по такому контролю и впоследствии будет выпускать ежегодно отчет о работе в этом направлении.
Однако профсоюзы предложили Конгрессу принять другой законопроект, который они называют более жестким. Он также предусматривает подготовку ежегодного отчета, однако управление торгового представителя США, согласно документу, будет обязано за 90 дней составить подробный список с описаниями всех обязательств России в рамках ВТО.
«Такого рода протесты, в том числе американских сталелитейщиков, могут носить чисто спекулятивный характер. Любой национальный бизнес не хочет усиления конкуренции. Насколько эти требования сочетаются с реальностью, насколько там действительно больше будет присутствовать российской продукции? Я думаю, что не намного больше, потому что наши производители стальной продукции и так уже в США присутствуют. Поэтому я не исключаю, что это преувеличение со стороны американских сталелитейщиков», – говорит газете ВЗГЛЯД профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Впрочем, главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин считает, что американским работникам сталелитейной промышленности и телекоммуникационной отрасли действительно есть чего бояться.
«Российская телекоммуникационная отрасль по отдельным показателям более развита, чем американская. Это относится, к примеру, к развитию в РФ широкополосного доступа в интернет, он в США вообще развит сравнительно слабо для крупнейших экономик. Российские телекоммуникационные компании также демонстрируют высокую рентабельность и довольно активны в международной экспансии», – указывает Александр Осин.
Правда, в связи с отменой ограничений в рамках ВТО на российский рынок придут еще более крупные операторы, например AT&T с годовым оборотом в несколько раз выше, чем у всех российских телекоммуникационных компаний вместе взятых, добавляет эксперт.
К 2015 году Россия в рамках ВТО пообещала снять все ограничения на участие иностранного капитала на отечественном рынке телекоммуникаций. «Поэтому возможным выглядит как укрупнение российского телекоммуникационного рынка, так и его внешняя экспансия в целях снижения издержек, расширения рынков сбыта, усиления конкурентных преимуществ перед лицом ВТО. Американцы хотят быть информированы о таких процессах, чтобы не проиграть в конкуренции», – делает вывод Александр Осин.
Что касается российской металлургии, то за последние 20 под влиянием мягкой отраслевой бюджетной политики, в отличие от российской экономики, она сумела провести модернизацию и сейчас не уступает, а в ряде случаев превосходит конкурентов в ЕС и США, отмечает Осин.
«Так, российские компании отличает высокая степень самообеспеченности основным сырьем для производства стали, включая железную руду и коксующийся уголь, в то время как для большинства других ведущих экономик высока доля импорта сырья. Российские сталелитейные компании обладают эффективным низкозатратным производством с относительно низкими затратами на энергию и оплату труда. Оплата труда сравнима даже с китайским уровнем», – замечает эксперт.
Кроме того, российские сталелитейные компании отличает равномерная диверсификация продаж на внутреннем и международных рынках, и они могут получить защиту от волатильности спроса в мире за счет высокого спроса на внутреннем рынке, роста в строительном, инфраструктурном секторе и обработке, добавляет Осин.
Неудивительно, что уже сейчас российские металлурги активно ведут внешнюю экспансию, которая усилится с открытием рынков. Поэтому игроки сталелитейной отрасли США и хотят знать четкие правила, по которым Россия оперирует в рамках ВТО, и как они будут соблюдаться, указывает эксперт.
В последние годы металлургическая промышленность активно экспортирует в США свою продукцию, в частности алюминий (порядка 10% от общего объема российского экспорта в США), готовую продукцию из металла, за исключением стали (5% от общего объема), никель (3%), сырье для сталелитейного производства (3%), полуфабрикаты из железа и стали (8%), драгоценные металлы (5%), указывает Александр Осин.
Более 50% экспорта России в США, по его словам, это нефть и нефтепродукты. Россия также экспортирует в США ядерное топливо, удобрения, рыбу. «Эти товары продаются в США, даже несмотря на существование поправки Джексона – Вэника, соответственно, в США они наиболее востребованы, по крайней мере на данный момент», – указывает Осин.