Экономика

18 июля 2012, 19:35

У "АвтоВАЗа" будущее есть, а у бренда Lada – не факт

Фото: ИТАР-ТАСС

Продажи «АвтоВАЗа» продолжают резкое падение на фоне стабильных продаж иномарок, и пагубная тенденция может затянуться. Эксперты рассказали, есть ли у завода и бренда Lada будущее и как оно будет выглядеть.

В первом полугодии российский авторынок вырос на 15% – до 1,330 млн легковых автомобилей без учета легких коммерческих автомобилей. Однако «АвтоВАЗ» продолжает выделяться на общем фоне резким падением продаж: за полгода они упали на 10,5% – до чуть более 283 тыс. автомобилей.

У «АвтоВАЗа» как завода, промплощадки определенно есть будущее, а вот есть ли оно у бренда Lada – вопрос

В денежном выражении легковой авторынок вырос на 26% – до 34,2 млрд долларов, подсчитал партнер и руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PriceWaterhouseCoopers Стенли Рут. Так, на продаже иномарок российского производства компании заработали на 51% больше – 15,4 млрд долларов, на продаже импортных иномарок – на 16% больше, 15,6 млрд долларов. «АвтоВАЗ» в аутсайдерах: продажи Lada в деньгах сократились на 9% – до 3,2 млрд долларов.

Если рынок легковых машин в целом в 2012 году, по прогнозу PwC, вырастет на 5% – до 2,6 млн штук, то продажи «АвтоВАЗа» окажутся ниже, чем в прошлом году. По прогнозу агентства «Автостат», по итогам года в России будет продано 530 тыс. автомобилей Lada, что на 8,3% меньше, чем годом ранее (в 2011 году продал 578 тыс. машин с учетом машин, выпущенных на Ижавто).

Будущее раздваивается

У «АвтоВАЗа» как завода, промплощадки определенно есть будущее, а вот есть ли оно у бренда Lada – вопрос, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

«Завод сохранится, потому что на нем в Тольятти (и на Ижавто) будут выпускаться, помимо Lada, автомобили под брендами Nissan и Renault.  Но вот если автомобили под брендом Lada, несмотря на запуск новых моделей, маркетинговую и ценовую политику, повышение качества, продолжат терять рыночную долю в России, тогда Lada как бренд может и не выжить», – объясняет Удалов. Ижевский автозавод после банкротства достался акционерам «АвтоВАЗа».

При этом для правительства, по его словам, по сути, все равно, сохранится ли на российском рынке бренд Lada или нет, главное, чтобы заводы «АвтоВАЗ» и «Ижавто» производили автомобили, у людей была работа, не возникало неспокойной социальной ситуации в моногородах.

Судьба завода

«Снижение продаж «АвтоВАЗа» с осени прошлого года было ожидаемым, руководство это понимало», – говорит Удалов. Это происходит в силу того, что закончились утилизационная программа и программа льготного кредитования, а главное – прекратился выпуск «классики», самых дешевых моделей завода.

«Сейчас на заводе переходный период, требуется время на замену и наладку нового производства. Новая Granta должна была заменить объемы продаж «классики». Это не удается сделать с ходу, но, в принципе, она продается в хороших объемах. Во втором полугодии от месяца к месяцу падения продаж «АвтоВАЗа» может и не быть, хотя год закончится с небольшим снижением для компании», – замечает Удалов. Рост продаж, по его мнению, начнется, когда увеличатся объемы производства Granta, в том числе за счет сборки на Ижавто (в планах стоит 2013 год). Далее «АвтоВАЗ» начнет наращивать производство за счет вывода на рынок новых моделей Lada Largus и моделей Nissan и Renault (Nissan Almera), добавляет эксперт.

Накануне глава «АвтоВАЗа» Игорь Комаров пообещал кардинально обновить модельный ряд завода. «К 2017 году планируем увеличить в два раза объем производства», – сказал он.

«АвтоВАЗ» – градообразующее предприятие с огромной социальной нагрузкой, поэтому сохранить его надо. Чтобы исключить постоянные вливания в «АвтоВАЗ» за счет денег налогоплательщиков, контроль над предприятием давно надо было уступить стратегическому инвестору, «потому что самостоятельно конкурировать на мировом рынке компания не в состоянии, технологический (и идеологический) отрыв от конкурентов преодолеть своими силами практически невозможно», считает аналитик UFS Investment Company Илья Балакирев.

#{image=516139}«Уступить компанию стратегическому инвестору, оставив блокпакет у государства, не означает уничтожения завода, банкротства и так далее. Покупателя можно обязать поддерживать социальные проекты «АвтоВАЗа», сохранить бренд и т. д. Эта схема прекрасно отработана на примере многочисленных европейских национальных автоконцернов, большинство из которых так или иначе перешли под контроль международных гигантов автомобилестроения», – говорит он. К примеру, Skoda находится под контролем у VW, Seat принадлежит Fiat, а Opel – GM.

Наконец государство пришло к такому пониманию. До сих пор контроль над «АвтоВАЗом» находился все-таки в руках государства в лице Ростехнологий, а Renault владел лишь 25% акций.

Этой весной Renault-Nissan и «АвтоВАЗ» договорились подписать к концу 2012 года соглашение о создании СП, в котором альянс получит контрольный пакет, а «АвтоВАЗ» будет контролировать работу совместного предприятия. Сделка будет закрыта до 2014 года. В ФАС уже высказались, что не против ее заключения.

В рамках соглашения Renault-Nissan инвестирует в СП около 750 млн долларов, партнеры обязуются совместно выпускать в России пять моделей под тремя брендами: Lada, Renault и Nissan. Таким образом, промплощадка в Тольятти выживет благодаря иностранным инвесторам.

На первых порах государству приходилось вливать деньги напрямую в «АвтоВАЗ» – в виде беспроцентных кредитов от Ростехнологий и опосредованно через финансирование программ, стимулирующих спрос в основном на «классику». Теперь государство, по сути, перекладывает свою ответственность на завод на Renault-Nissan, взяв с них обязательства сохранить завод и социальную стабильность в Тольятти.

И результат уже налицо: «АвтоВАЗ», которому сейчас нужны средства на модернизацию производства, впервые взял кредит не у государства, а у Renault. Напомним, что во время кризиса «АвтоВАЗ» получил от государства через Ростехнологии в общей сложности 75 млрд рублей. В начале июля этого года стало известно, что теперь французы предоставили заводу заем на 52 млн евро до декабря 2023 года. И это только первый транш. Всего Renault намерен выдать «АвтоВАЗу» в кредит 126 млн евро. Государству завод должен отдать деньги, кстати, также до 2023 года.

Судьба бренда Lada

#{image=616729}Если судьба завода вполне прозрачна, то вот ситуация с брендом Lada вызывает вопросы и споры. Тенденция падения продаж Lada сохранится и в дальнейшем, несмотря на неплохой старт продаж Granta, считает Балакирев.

«Нужно сказать открыто: ни одного конкурентного преимущества на открытом рынке у продукции «АвтоВАЗа» нет. Поэтому чтобы автомобили Lada были конкурентными, покупателям любых других автомобилей приходится изрядно переплачивать. К примеру, Chevrolet Camaro, официальные продажи которого в России стартовали совсем недавно, в США стоит в сравнимых комплектациях более чем в два раза дешевле, чем у нас. То же самое касается автозапчастей», – говорит Илья Балакирев.

Однако Удалов из «Автостата» не так однозначен. «Если под брендом Lada будут выпускаться современные модели более высокого качества и по той же низкой цене, то отечественная марка может сохранить свой объем на рынке. В противном случае автомобили под брендами Renault и Nissan, собираемые на «АвтоВАЗе», будут продаваться существенно лучше, а Lada будет терять рыночную долю. Многое будет зависеть от маркетинговой политики акционеров», – считает Сергей Удалов. Поэтому руководству «АвтоВАЗа» надо стремиться выполнить вполне здравый разработанный план по выводу новых моделей совместно с иностранными партнерами, которые будут конкурентоспособны как по цене, так и по качеству, контролировать ситуацию с дилерскими сетями.

Государственная поддержка

Адресная поддержка для «АвтоВАЗа» со стороны правительства – в виде прямых денег в кризис и в виде утилизационной программы, льготного кредитования и субсидий – уже сделала свое дело. Завод продолжает работать.

Теперь государство сосредоточило силы на поддержке в целом отечественного автопрома. В частности, введение утилизационного налога поможет как «АвтоВАЗу», группе «ГАЗ» и «КамАЗу», так и всем иностранным производителям, которые построили в России заводы. Напомним, что этот сбор призван не допустить на российский рынок наплыва подержанных иномарок в связи со снижением таможенных пошлин после вступления Россия в ВТО.

Заложенные в бюджете средства на поддержку автомобильной промышленности в виде субсидий предприятий, реализующих инвестиционные и инновационные проекты, также помогут не только «АвтоВАЗу», но и другим участникам рынка. Эти средства направлены в большей степени на поддержку автокомпонентной отрасли, без которой отечественные автопроизводители просто не могут двигаться вперед, указывает Удалов.

Минпромторг ранее утвердил программу развития автопрома до 2020 года, в рамках которой предусмотрена поддержка российского автопрома. В 2012 году из бюджета на эти цели будет выделено 9,8 млрд рублей. В 2013 году на 22,45% меньше, чем годом ранее: 7,6 млрд рублей. В 2014 и в 2015 годах еще меньше: 6,6 млрд и 5,6 млрд рублей соответственно. Такие данные опубликовал Минфин.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Посольство уточнило число пострадавших россиян в ДТП с автобусом в Белоруссии
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Основатель запрещенного РДК уничтожен на Запорожском направлении

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

Киев накрыл смог из-за пожаров после взрывов

В украинской столице из-за пожаров образовался густой смог, сообщила Киевская городская государственная администрация.

Умерла последняя из знаменитых пятерняшек Дион

Последняя из знаменитых пятерняшек Дион Аннет Дион скончалась в Канаде в возрасте 91 года, пишет The New York Times (NYT).

В Петербурге пресекли деятельность восхвалявшей Зеленского секты

В Санкт-Петербурге более 70 членов псевдорелигиозной организации из разных регионов страны стали фигурантами проверки по подозрению в распространении ложной информации об армии России.

WSJ узнала, что в окружении Трампа Россию считают Эльдорадо для бизнеса

Ближайшее окружение американского президента Дональда Трампа рассматривает Россию как Эльдорадо для бизнеса, хотя и полное подводных камней. Опытные американские инвесторы говорят, что Россия останется опасной, но привлекательной деловой средой, пишет WSJ.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

В Якутии достали из реки машину с телом ребенка

Из затонувшего в Якутии в реке Лена автомобиля, который удалось поднять на берег несмотря на мороз минус 47 по Цельсию, извлекли тело ребенка, сообщили в региональном МЧС.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Уголовное дело подполковника Фролова (Палача) о самострелах передано в суд

Судебное разбирательство по делу командира группы спецопераций 83-й десантно-штурмовой бригады Константина Фролова (Палача) дошло до рассмотрения в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов