«Проблема воровства плодородного слоя почвы, его продажи и перепродажи существует в каждом регионе Российской Федерации. Ежегодно государственные инспекторы Россельхознадзора выявляют порядка 2,5 тыс. фактов порчи земель сельскохозяйственного назначения», – говорит газете ВЗГЛЯД начальник управления земельного надзора Россельхознадзора Антон Гниненко.
Если так пойдет и дальше, то через десятки лет Рязанская область превратится в пустыню
«Воровство чернозема и его продажа в местах, где почвы более бедные, обусловлены в первую очередь масштабным дачным и коттеджным строительством, развитием рынка ландшафтного дизайна. Поэтому продают мелкими партиями, но с учетом спроса в целом это значительные объемы воровства в регионах», – говорит Антон Гниненко.
Почва портится не только ради продажи, но для строительства каких-то объектов. По данным ведомства, в 2011 году в результате порчи земель было нарушено 26,6 тыс. га, в том числе в результате самовольного снятия и перемещения плодородного слоя – 11,9 тыс. га. К порче земель сельхозназначения относятся самовольные снятие, перемещение и уничтожение плодородного слоя почвы, а также порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
С учетом того, что общая площадь земель сельхозназначения составляет 400 млн га на 1 января 2010 года, то порча 26,6 тыс. га в год кажется не такой серьезной проблемой. Однако площадь земель сельхозназначения в России и так сокращается значительно, в том числе по причине перевода земель в другие категории для строительства газопроводов или расширения территорий заповедников. Так, с 2008 года по январь 2010 года площадь таких земель сократилась на 2,3 млн га. Эти данные содержатся в госдокладе Министерства природных ресурсов и экологии «О состоянии и об охране окружающей среды в 2009 году».
Только в Рязанской области с 2007 года нарушена целостность около 50 га земель сельскохозяйственного назначения и вывезено более 150 тыс. кубометров плодородной почвы для продажи в Москве и Московской области, приводит данные правительство Рязанской области. «Эти цифры могут быть на самом деле еще больше», – считает председатель некоммерческого партнерства Союза крестьян Рязанской области Владимир Мимоглядов.
Столичные дачники, к примеру, на Рублевке активно обзаводятся черноземом с территорий Щетининского и Поярковского сельских поселений Михайловского района, где и фиксируются систематические случаи воровства плодородного слоя почвы.
«Вероятно, плодородная почва на этой земле снимается не только в осенне-весенний период, но даже в летний сезон, если ее не используют для выращивания сельхозпродукции. Сначала насыпается много куч земли, а потом ее вывозят на «КамАЗах» на продажу», – говорит Мимоглядов.
По его словам, это серьезная проблема именно для Рязанской области, так как рядом с этим регионом находится такой мегаполис, как Москва. «Если бы дешевле было везти землю из Воронежа, то везли бы оттуда. Но привести чернозем в Москву из Рязани дешевле. Это же бизнес», – считает Мимоглядов.
В разных регионах цена продажи чернозема варьируется. По неофициальным данным, говорит Гниненко, в Московской области в 2011 году стоимость одного кубометра чернозема составляла от 1,5 тыс. рублей и выше.
Что касается Воронежской области, то оттуда чернозем в другие регионы на продажу, может, и правда не вывозится. По крайней мере так заявил газете ВЗГЛЯД начальник отдела земельного надзора управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям Виктор Климов.
Однако факты порчи плодородного слоя фиксируются и здесь. Так, местная газета «Коммуна» в октябре прошлого года сообщала со ссылкой на данные управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям, что в ходе проверки земель в течение трех лет было возбуждено целых 33 административных дела по ч. 1 ст. 8.6 КоАП за самовольные снятие и перемещение плодородного слоя почвы.
Безусловно, это наносит вред природе. «Если плодородный слой снимается, то на этой земле уже будет не тот уровень урожайности, который мог бы быть, выращивать продукт на этой земле становится экономически невыгодно. Восстановление почты – это очень долгий процесс, на который требуются десятилетия», – говорит Мимоглядов из Союза крестьян Рязанской области.
«Если так пойдет и дальше, то через десятки лет Рязанская область превратится в пустыню», – считает он.
Кроме пресечения воровства обязательно необходима рекультивация земель, сама природа не справится. Так, для создания плодородного слоя почвы в 18 см природе требуется от 1400 до 7000 лет. Скорость почвообразования в разных регионах колеблется от 0,5 до 2 см за 100 лет.
«Потери сельского хозяйства и государства в целом от воровства не только чернозема, а в принципе плодородного слоя любого типа почв с точки зрения экологии невосполнимы, так как образование плодородного слоя по времени почти геологический процесс», – говорит Антон Гниненко. В настоящее время, по его данным, около 45% пашни характеризуются низким содержанием гумуса, а почвенное плодородие восстанавливается очень медленно.
Почему так сложно
В Московской области в 2011 году стоимость одного кубометра чернозема составляла от 1,5 тыс. рублей и выше
Пресечь воровство плодородного слоя почвы мешает фактическое отсутствие действенной ответственности для нарушителей, считает губернатор Рязанской области Олег Ковалев. «Законодательство несовершенно. К сожалению, требуются корректировки. Земля должна продаваться только из легальных источников, должна проводиться рекультивация», – заявил газете ВЗГЛЯД Олег Ковалев.
Так, штрафы за самовольные снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы в соответствии со ст. 8.6. «Порча земель» Кодекса РФ об административных правонарушениях незначительны: для физических лиц штраф 1–1,5 тыс. рублей, для должностных лиц – от 2–3 тыс. рублей, для юридических лиц – 20–30 тыс. рублей.
Председатель некоммерческого партнерства Союза крестьян Рязанской области Владимир Мимоглядов согласен с Ковалевым. «Если наказание составляет 1000 рублей штрафа, а прибыль от перепродажи чернозема – в сотни и тысячи раз больше, чем штраф, то о каком опасении со стороны воров может идти речь», – говорит он.
Привлечь воров чернозема к уголовной и гражданско-правовой ответственности (возместить убытки) крайне сложно: правоохранительные органы не усматривают в фактах незаконного оборота плодородного слоя почвы признаков уголовно наказуемых деяний, говорится в пояснительной записке Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области.
В Россельхознадзоре также считают неправильным, что Уголовный кодекс РФ не содержит норм ответственности за снятие и перемещение плодородного слоя почвы: Законодательное собрание РФ должно установить такую ответственность.
«С продажи незаконно снятого плодородного слоя почвы (чернозема) лицами, совершившими эти деяния, налоговые отчисления не производятся, так как рынок почв официально не зарегистрирован, а это уже из статуса административного правонарушения попадает в область уголовного преступления», – замечает Антон Гниненко из Россельхознадзора.
Проблема наказания осложняется также и тем, что плодородный слой, к примеру, в той же Рязанской области воруется не с государственных земель, а в основном с земельных участков коллективно-долевой собственности физических лиц. Поэтому меры гражданско-правовой ответственности к юридическим лицам будут применяться в единичных случаях, указывает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области.
Как пояснила газете ВЗГЛЯД руководитель отдела информационной политики комитета по делам печати и информации Рязанской области Наталья Соловьева, в Михайловском районе сельскохозяйственные земли принадлежат владельцам земельных паев. Зачастую владельцы этих земельных паев так и не выделили землю из сельскохозяйственного предприятия, некоторые хозяева уже умерли, никаких работ на этих участках не ведется. Сейчас идет юридически сложный процесс по переводу этих земель в собственность муниципалитетов. Но ситуация будет решена только в ближайшем будущем, добавляет Соловьева.
История с паями началась в декабре 1991 года, когда был издан указ президента РФ о реорганизации колхозов и совхозов. Все работники сельхозпредприятий получили бесплатные земельные паи для самостоятельного ведения хозяйства.
Делают бизнес на воровстве чернозема в том числе и сами жители Михайловского района Рязанской области. Правда, плодородный слой они воруют в основном в оврагах и на неугодьях, непригодных для выращивания картошки-моркови, говорит Наталья Соловьева.
По данным управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям, в 2011 году к административной ответственности за воровство чернозема привлечен генеральный директор ООО «Пушкари» Сергей Ильин. Эта компания, как написано на ее сайте, занимается производством и реализацией сельхозпродукции. Располагается она в селе Пушкари Михайловского района Рязанской области, как раз там, где фиксируются случаи воровства чернозема.
К штрафу за воровство чернозема в Рязанской области также привлечена компания ООО «Владимир», которая так и не уплатила его, и два физических лица (экскаваторщик Вагитов и водитель Буздин). В мае 2012 года совместно с сотрудниками полиции Михайловского района к штрафу в 1–1,5 тыс. рублей за незаконный вывоз плодородной почвы были привлечены шесть водителей. Всего с 2008 года и по настоящее время по данному вопросу составлено 20 протоколов об административном правонарушении.
Губернатор Рязанской области Олег Ковалев уже обеспокоился проблемой воровства чернозема в своем регионе и в конце июня провел рабочее межведомственное совещание на эту тему. Как заявил Ковалев, в Михайловском районе налицо нарушение законодательства, однако действия всех органов и структур, призванных контролировать этот вопрос, пока малоэффективны.
Правительство Воронежской области, в отличие от Рязанской области, судя по всему, не сильно беспокоится о том, воруют в регионе чернозем или нет. «О фактах воровства чернозема в Воронежской области, если таковые существуют, вам могут сообщить правоохранительные органы Воронежской области... Я вас отправляю в ГУВД Воронежской области», – ответила на запрос газеты ВЗГЛЯД замруководителя управления по взаимодействию со СМИ и административной работе правительства Воронежской области Елена Некрестова. Правда, административными делами по фактам таких нарушений занимается не ГУВД, а Россельхознадзор.